В Музей кино передан трофейный немецкий кинопроектор времен Великой Отечественной войны

#Смотрим сюжет на телеканале «Россия – Культура».

23.06.2021

Эфир 22 июня в 19:30 на телеканале «Россия–Культура» / Новости культуры. Источник: www.smotrim.ru.

В Музей кино на хранение передан трофейный немецкий кинопроектор, найденный во время Великой отечественной войны фронтовым оператором Леонидом Котляренко. Об истории находки — Станислав Анисимов.

Легкий и компактный кинопроектор немецкой фирмы "Агфа" идеально подходил для демонстрации фильмов на фронте. Он прост в эксплуатации, сделан из прочных материалов. Даже сегодня в отличном состоянии.

Старший научный сотрудник, хранитель фонда кинофототехники и предметно-мемориального фонда Эмма Малая и корреспондент ТК Культура Станислав Анисимов во время видеосъемки в экспозиции ЛАБИРИНТ ИСТОРИИ в Музее кино. 18 мая 2021 года. Источник фото: #МузейЦСДФ.

Эмма Малая, хранитель фонда кинофототехники и предметно-мемориального фонда:

"Он в полной сохранности со всеми деталями и все. Но для того, чтобы его включить... он рассчитан на другое напряжение, 110, которого у нас сейчас нет".

А ведь есть что посмотреть. Эта катушка с 16-миллиметровой пленкой была передана вместе с проектором на хранение в Музей кино дочерью фронтового оператора Леонида Котляренко. Снимать войну он начал в киногруппе Южного фронта в 1941 году, фиксировал битву за Кавказ. Но вот об обстоятельствах своей находки он рассказывал немного.

Ирина Котляренко, дочь фронтового оператора Леонида Котляренко:

"В одном из сёл крутился киноаппарат. А так как техника для тех времен была новая, дорогая, она была вряд ли в армии. Я думаю, и папа так думал, что это из личного имущества Клейста вот самого".

Эвальд фон Клейст, выходец из аристократического прусского рода, генерал-фельдмаршал немецкой армии. Во время наступления на Кавказ в 1942 году он был командиром первой танковой армии, а затем под его руководство перешла вся 17-я армия, удерживающая Кубанский плацдарм. В монтажных листах Леонида Котляренко более точная информация о месте находки кинопроектора.

Нина Ярошевич, исследователь, редактор сайта #МузейЦСДФ:

"Мы знали примерно, что в районе Таманского полуострова в 1943 году. И, вот, перебирая монтажные листы, мы установили, что проектор был найден в районе прорванной немецкой обороны, так называемой "голубой линии".

"Голубой линией" назвали оборонительный пояс в низовьях Кубани протяженностью 110 километров от Азовского моря до Новороссийска. На этом рубеже были построены 87 километров проволочных заграждений, более 37 километров минных полей. Тыловые оборонительные рубежи и мощные узлы обороны фашистов преграждали путь советским войскам к Таманскому полуострову. Прорыв "Голубой линии" начался в ночь на 10 сентября 1943 года высадкой десантных отрядов в районе Новороссийска. Сработал фактор внезапности. Фашисты настолько укрепили город и подступы к нему, что не ждали удара в этом направлении. Под прикрытием сильного, но беспорядочного огня армия фон Клейста начала отступать. Леонид Котляренко снимал основные этапы Новороссийско-Таманской наступательной операции.

Документ — монтажный лист Котляренко:

"Линия мертва. Сила советского оружия, воля наших бойцов и командиров оказалась крепче бетона. Советские воины прорвали "Голубую линию" и отбросили противника на Запад".

16-миллиметровая пленка, найденная вместе с кинопроектором в штабе армии фон Клейста, отлично сохранилась. И была оцифрована в "Музее кино" за два часа. Сегодня мы можем увидеть те самые кадры, которые смотрели немцы во время отступления на Кубани.

Юрий Голубцов, специалист по оцифровке материалов "Музея кино":

"Я увидел, что она была скопирована с 35-миллиметрового негатива и краешком в кадре был замечен кусок фонограммы. В программе есть возможность расшифровки фонограммы, даже нестандартной".

Это кадры 38-го года — военный парад, который состоялся во время государственного визита Гитлера в Италию. Гордость Муссолини — "Passo Romano", подражание прусскому парадному шагу. По замыслу, эта съемка должна была поднять боевой дух отступавшей фашистской армии, вот только эффект получился обратным.

Алексей Голубев, историк кино:

"Видя, как германская армия теряет инициативу и одно поражение следует за другим, именно тогда фон Клейст внутренне понял, что пора что-то делать. Гитлер должен быть отстранен от власти любыми путями".

В 1944 после неудачного покушения на Гитлера, Эвальд Фон Клейст был арестован гестапо. Он обвинялся в том, что знал о существовании заговора генералов против фюрера, но не сообщил о нем. Большинство заговорщиков были казнены, но вот фон Клейста отпустили на свободу. После окончания войны, по требованию советских властей он был передан СССР. И закончил свои дни во Владимирской тюрьме. Леонид Котляренко дошел до Берлина. По словам дочери, о войне отец старался не вспоминать. Но вот о том, где он провел последнюю ночь в Германии, рассказывал очень часто.

Ирина Котляренко, дочь фронтового оператора Леонида Котляренко:

"Оказалось, что это ни много, ни мало замок Клейстов. К ним навстречу вышли горничные, их встретили, покормили, помыли. Но оказалось, что у них нет ткани для портянок. И папа в итоге вернулся из Германии... вместо портянок у него были полотенца с вензелем Клейста".

Вместе с кинопроектором дочь фронтового оператора Леонида Котляренко передала на хранение в Музей кино, боевые награды отца. В том числе и медаль "За оборону Кавказа". А вот те самые портянки не сохранились.