Михаил Ромм признавался: самым сложным в работе для него было ждать, терпеть и объяснять. Он не ограничивал себя ни в выборе жанра, ни в выборе тем фильмов. Его ученики – яркое поколение отечественных кинематографистов. О Михаиле Ромме – режиссёре и педагоге, со дня рождения которого исполнилось 120 лет – Станислав Анисимов.
Свои устные рассказы Михаил Ромм записал дома, на магнитную ленту в конце 1960-х годов. Но опубликованы эти размышления о профессии были гораздо позже. А сегодня набор пластинок с устными рассказами Михаила Ромма хранится в Музее кино.
"У каждого человека много учителей в жизни, и очень многое зависит от того, какие учителя попались ему на пути. Потому что не только школа учит, а учат самые разные люди", – говорил режиссер Михаил Ромм.
Михаил Ильич был педагогом, который взрастил целое поколение ярких кинематографистов. Не осталось конспектов, но сохранились воспоминания о его легендарных занятиях.
"Ромм обладал исключительным свойством артистичности. Он, во-первых, все время мотался по аудитории, курил: слева-направо, справа-налево. И первое впечатление от лекций Ромма, даже от самой первой лекции Ромма, что у меня дико болит шея. Потому что я за ним все время крутил головой. Я не мог от него оторвать взгляда", – вспоминает режиссер Сергей Соловьев.
Сыграть английскую королеву в "Иване Грозном" Эйзенштейна – это было Ромму интересно, хоть и не вошли эти пробы в фильм. Михаил Ильич, несмотря на свой ранний успех в режиссуре, никогда не вел себя высокомерно. За что и заслужил любовь учеников, которые на 70-летие сделали ему вот этот подарок. А именно – родовое древо школы Ромма. Ветви – фильмография режиссера – от немой картины "Пышка" до документального "Обыкновенного фашизма". Михаил Ильич – ствол этого могучего дуба.
"Он за всеми нами следил. за каждым по отдельности. Например, у Шукшина читал все, что тот писал, и давал там какие-то разумные советы. Тарковский держался независимо, ему никто был не нужен, и он ни к кому не прибегал. Так каждый получал от него то, что ему надо было. В общем, он был очень хороший и серьезный учитель", – сообщил режиссер Александр Митта.
А вот Самому Михаилу Ромму иногда нужно было просто отвлечься.
"Нетерпеливый я, не могу сидеть без дела. бывает нет дела – я сижу гвозди заколачиваю. Какие-то стулья делаю, какую-то другую чепуху. Обшкуриваю что-нибудь, обклеиваю", – признавался Михаил Ромм.
Выпускник скульптурного факультета ВХУТЕМАСа, у него была своя терапия. Творческие неудачи в кино он преодолевал, работая за столярным станком. Вот этот стол большой и крепкий, почти что деревенский стол и 18 стульев сделал собственными руками.
А дальше – переход в новую эстетику, смена стиля. Новое видение кино. Сам Михаил Ильич признавался, что в этом ему помогло общение с талантливыми учениками во ВГИКе, которое он не прекращал никогда.
"Он даже не столько был педагогом для меня, сколько был отцом. Вот и такое чувство Отца, которому я благодарен всем, всей своей жизнью всей своей профессиональной жизнью. Вот это сохранилось до сегодняшнего дня», – отметил Сергей Соловьев.
"И все таки я верю…" – кинематографическое завещание режиссера. В этой работе Ромма – размышления о поколении и о будущем, которое ждет мир. Фильм называют "построммовским", режиссер так и не закончил монтаж хроники сам, за него это сделали ученики и соратники. Сделали это с любовью к мастеру и надеждой, свойственной ему: несмотря на то что кризисы и катастрофы были и будут, человеческая природа непременно победит.