Опубликовано: www.tvkultura.ru / 17 ДЕКАБРЯ 2020, 20:52. Фото: "Оператор Семён Стояновский снимает военнопленных. 1945 год". Автор фото: оператор Аркадий Левитан. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
Фронтовой оператор Семён Стояновский прошёл с камерой почти всю войну и был смертельно ранен в Вене за несколько дней до освобождения австрийской столицы. Станислав Анисимов продолжит.
На таких встречах они вспоминали однокурсников, выпускников главного киновуза страны, Семен Стояновский закончил ВГИК в 40-ом. Он был любимцем всей киногруппы 3-го Украинского фронта, бывал на самых опасных участках боев рядом с солдатами и шел на риск ради удачно снятого кадра.
«Мощный, умелый, отважный прошел, поснимал почти всю войну, и все бои: и как юг освободили, Донбасс освобождали, Румынию освобождали. И вот уже дошел до Вены . И здесь буквально перед самым окончанием войны погиб в уличных боях», - заявил киновед Валерий Фомин.
Для того, чтобы снять эти кадры, Семену Стояновскому приходилось идти бок о бок с солдатами, точка съемки - в эпицентре боя. Воспоминаний он не оставил, все откладывал на потом. О работе Стояновского известно по этой кинохронике и характеристике коллег.
Огневые позиции фашистской артиллерии размещались в парках, садах, скверах и на площадях. В разрушенных домах стояли замаскированные орудия и танки, предназначенные для ведения огня из засады.
«Были построены заблаговременно большое количество укрепленных районов, большое количество долговременных огневых точек. Вырыты противотанковые рвы, которые были способны остановить лавину наступающих советских танков», - заметил научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории, Военной академии генерального штаба вооруженных сил РФ Сергей Поплавский.
Вот Стояновский сам снимает уличный бой из люка. Это редкий случай, оператор в кадре. Он попал в объектив своего напарника Ивана Чикноверова, который находился на другой стороне улицы. Они снимали тот роковой бой с двух точек, порознь, на ходу. Мина разорвалась с ними рядом.
Взрывной волной Стояновского отбросило на развалины горевшего дома. Иван Чикноверов чудом сумел спастись от разрыва снаряда.
«Прям прыгнул в витрину головой, разбил стекло и пролетел. Но пока он летел через это стекло, он получил сем ранений. Ему руку ранили, в грудь, ногу перебили. Ну семь ранений! Семь пуль схлопотал. Но слава богу живой был и остался живой. Голову приподнял, то сквозь разбитое стекло увидел, что на другой стороне улицы среди убитых наших солдат автоматчиков лежит Семен Стояновский», - отметил Фомин.
Семен Стояновский умер на восьмой день после ранения. Вена была уже освобождена. Для Австрии наступил мир. Гроб с его телом пронесли по той самой улице , где он провел свою последнюю съемку.
«Киногруппа не сразу покинула освобожденный город. Они еще несколько дней снимали, когда первое мая пришло и как там народ ликовал, танцевали под звуки вальсов Штрауса там на улице. И они видели, ходили к могиле Стояновского, и все время там лежали там горы свежих цветов», - добавил он.
На этой фотографии - друзья Семена Стояновского, которые пришли навестить его в последний раз перед отъездом на Родину. Его коллеги вспоминали: на этой могиле посадили живые цветы жители Вены в благодарность герою- фронтовому кинооператору.