«Плачьте, но снимайте». Эпизод #19. День войны

Вышел девятнадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

«Плачьте, но снимайте». Эпизод #19. День войны

21.11.2020

20 ноября 2020 года на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел новый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

Эпизод #19 (хронометраж 09:51; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о советском полнометражном документальном фильме «День войны» (режиссер Михаил Слуцкий; автор сценарного плана Алексей Каплер).

В субботу 13 июня 1942 года события 356 дня войны снимали в тылу и на фронте 160 кинооператоров

Опыт подобных съемок у кинохроникеров уже был. 24 августа 1940 года трудовой день страны снимали 97 операторов (по другим данным — 270).

Если фильм «День нового мира» (режиссеры М. Слуцкий и Р. Кармен) начинался на Востоке страны, то «День войны» начинается съемками раннего утра в Москве. Далее действие перемещалось в Заполярье, затем в Севастополь, где краснофлотцы героически отбивали атаки врага (в 4 часа утра началась контратака севастопольцев на позиции врага), далее с берегов Черного моря действие переносилось в Баренцево море (кинооператор Михаил Ошурков снимал на подлодке Балтийского флота), в фильме были показаны бои на Ленинградском, Калининском, Северо-Западном и Юго-Западном фронтах, оборонные заводы Сибири и Урала, действия партизан в Орловской области и боевые вылеты советской авиации, похороны погибшего в воздушном бою советского летчика. Кадры концерта на Н-ском аэродроме пианиста Эмиля Гилельса чередовались с кадрами отправки с аэродрома продуктового груза для осажденного Ленинграда (на ящиках надпись — Ленинград 13 июня 42 г.). Завершался фильм показом проводов юношей и девушек на фронт в разных районах СССР, наступления бойцов Красной Армии на различных фронтах и выступлением певицы Ларисы Александровской в Н-ской части.

И сейчас многие зрители считают, что съемки фильма проходили в один день — 13 июня. 

Из отчета о работе за июнь 1942 г. руководителя киногруппы Северо-Кавказского фронта М.А. Трояновского:

«В течение июня группа выполняла главным образом задания для фильма «День войны». Спокойная обстановка на фронте вынуждала прибегать к инсценировкам. Несмотря на горячее желание операторов сделать максимально много и хорошо, мы не смогли выполнить всех заданий режиссера Слуцкого. Например, не удалось снять эпизод с партизанами — "Партизанская свадьба". Сологубов пробыл около трех недель в районе действия партизан, но из-за отсутствия боевых операций ничего не снял. Не было убитых немецких солдат, обмундирования, трофеев, поэтому исключалась даже возможность инсценировки. По тем же причинам мы не смогли снять эпизоды с захватом неприятельского танка, самолета и т.д. Оператор Пойченко не нашел подходящего населенного пункта и персонажа для съемки эпизода "Возвращение в родной поселок"».

Из книги В.И. Фомина "Цена кадра" (2010; с. 336-337)

Авторы Эпизода #19 стараются разобраться, где в действительности в фильме подлинно хроникальная съемка, и где заведомо постановочные кадры. И это им удалось. Непридуманная неинсценированная правда войны — это кадры ленинградского оператора Владимира Страдина, который снял детский сад, разрушенный во время артобстрела; это партизанский суд, на который ведут старосту деревни, сдавшего немцам своих односельчан; это эпизод про понтонный мост – первая фронтовая съемка Владимира Сущинского, который позже станет одним из лучших операторов Великой Отечественной войны.

Авторы задаются вопросом, что же в действительности происходило на фронте в один из самых трагичных дней 1942 года — 13 июня, и находят горькие ответы.

На Волховском фронте, где проходил концерт фронтовой бригады, на его северо-западном участке, в лесах и болотах погибала, вырываясь из вражеского окружения, Вторая ударная армия. Её командующий герой битвы под Москвой генерал Власов был взят в плен и вскоре стал главным предателем Великой Отечественной войны. Это был один из последних дней осажденного Севастополя. Несколько десятков тысяч солдат и матросов, обеспечивающих прикрытие эвакуации основных сил, ведя отчаянные бои у кромки воды, либо погибли, либо оказались в плену. После окружения под Харьковом, где погибли заместитель командующего Юго-западным фронтом и четыре командующих армиями, где в плен попало более трёхсот тысяч бойцов, наши войска отходили к Волге и предгорьям Кавказа. Шли тяжёлые, страшные, кровопролитные бои. Всего этого не было в фильме «День войны».

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Алексей Ханютин) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.

Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки. Особе внимание уделено использованию телеоптики, а также разработке и применению киноавтоматов со встроенными узкопленочными камерами, которыми снимали специально обученные сержанты-операторы.

Эпизод #17 (хронометраж 07:37; режиссер Георгий Молодцов) основан на материалах российских архивов, которые помогли восстановить хронику ранее малоизвестных широкому зрителю событий Нюрнбергского процесса.

Эпизод #18 (хронометраж 07:02; режиссер Елена Демидова) рассказывает о самых ярких, порой драматичных эпизодах биографии Марка Трояновского в период 1941-1945 годов и основан на архивных документах, а также его дневниковых записях и письмах.