«Плачьте, но снимайте». Эпизод #18. Марк Трояновский

Вышел восемнадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

11.11.2020

10 ноября 2020 года на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел новый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — «Марк Трояновский».

Марк Трояновский из 60-ти лет своей жизни сорок отдал документальному кинематографу. В качестве кинооператора, а позже режиссёра, фиксировал на плёнку величайшие события в истории нашей страны — строительство Магнитки, исторические походы «Сибирякова», «Челюскина», высадку папанинцев на Северный полюс, первый полет советских лайнеров в Антарктиду, строительство Асуанской плотины, а также трагические страницы Великой Отечественной войны, в которой он участвовал с первых дней в качестве военного оператора и руководителя фронтовых киногрупп.

Эпизод #18 (хронометраж 07:02; режиссер Елена Демидова) рассказывает о самых ярких, порой драматичных эпизодах биографии Марка Трояновского в период 1941-1945 годов и основан на архивных документах, а также его дневниковых записях и письмах.

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Алексей Ханютин) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.

Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки. Особе внимание уделено использованию телеоптики, а также разработке и применению киноавтоматов со встроенными узкопленочными камерами, которыми снимали специально обученные сержанты-операторы.

Эпизод #17 (хронометраж 07:37; режиссер Георгий Молодцов) основан на материалах российских архивов, которые помогли восстановить хронику ранее малоизвестных широкому зрителю событий Нюрнбергского процесса