«Плачьте, но снимайте». Эпизод #17. Нюрнбергский процесс

Вышел семнадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

05.11.2020

Фото (кадр из фильма): "Роман Кармен в зале суда, переоборудованном для показа кинодокументов. Декабрь 1945 года". 

20 ноября 1945 г. в 10.00 в германском городе Нюрнберг открылся международный судебный 
процесс по делу главных нацистских военных преступников Германии и её союзников
. На скамье подсудимых — руководящий состав национал-социалистской партии Германии (НСДАП), гестапо и СДСССАИмперского кабинета министров и Генерального штаба — практически вся верхушка Третьего рейха, а также крупные банкиры и промышленники, дипломаты.

4 ноября 2020 года — в преддверии 75-летия со дня начала Нюрнбергского процесса на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел новый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — «Нюрнбергский процесс».

Эпизод #17 (хронометраж 07:37; режиссер Георгий Молодцов) основан на материалах российских архивов, которые помогли восстановить хронику ранее малоизвестных широкому зрителю событий Нюрнбергского процесса.

Так впервые в европейской судебной практике в качестве самостоятельного доказательства были использованы кинодокументы (ранее такая практика применялась в американском праве), снятые американскими и советскими кинематографистами. Юридическая возможность появилась благодаря Уставу Международного Военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.

В Устав была внесена статья 19:

«Трибунал не должен быть связан формальностями в использовании доказательств. Он устанавливает и применяет возможно более быструю и не осложненную формальностями процедуру и допускает любые доказательства, которые, по его мнению, имеют доказательную силу».

К удивлению всех участников трибунала, главный обвинитель от США Роберт Джексон объявил, что к делу будут приобщены специально созданные фильмы:

«Мы покажем вам их собственные кинофильмы. Вы станете свидетелями их поступков и услышите голоса этих подсудимых».

(Цитируется с экрана)

29 ноября американской стороной был показан фильм «Немецкие концентрационные лагеря». Авторы фильма под присягой засвидетельствовали, что всё снятое ими — правда и не является постановкой. Второе свидетельство подтверждало отсутствие изменений в исходных материалах. Всё это было подтверждено руководителем американских военных кинооператоров, лауреатом кинопремии «Оскар» режиссером Джоном Фордом. В фильме были представлены жертвы убийств и свидетельства выживших. Съемки проходили в концентрационных лагерях на территории Западной Европы, освобожденной войсками Союзников. Фильм сопровождался комментарием, заимствованном из монтажных листов американских военных операторов, чтобы не создавать повода для обвинения в манипуляциях.

10 декабря американской стороной было представлено второе кинодоказательство — четырехчасовой фильм «План нацистов», смонтированный из немецкой кинохроники. В Нюрнберг была доставлена пропагандист нацистского режима и режиссер фильма «Триумф воли»  Лени Рифеншталь, которая подтвердила подлинность документального киноматериала, вошедшего в фильм.

Необходимо отметить, что советская сторона в лице главного обвинителя от СССР Романа Андреевича Руденко не готовила кинодокументы для процесса. Срочно было принято решение о подготовке специальных документальных фильмов для демонстрации на Нюрнбергском процессе. В течение месяца на ЦСДФ из материалов, снятых фронтовыми кинооператорами, было смонтировано три фильма: «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» (полнометражный; режиссер М. Большинцов), «Разрушения, произведенные немцами на территории Советского Союза», «Разрушение памятников культуры». Для монтажа фильмов были привлечены лучшие режиссеры кинохроники: Е. Свилова, М. Славинская, И. Сеткина и С. Бубрик. Находящийся в Нюрнберге Роман Кармен, по переписке корректировал сценарий и монтаж фильмов, которые должны были соответствовать международному юридическому стандарту. Многие кадры, зафиксировавшие зверства, произведенные фашистами на территории СССР и  вошедшие в фильм, ранее не демонстрировались и хранились в фильмотеке ЦСДФ.

Как и в американском фильме, советские фронтовые кинооператоры свидетельствовали подлинность документального киноматериала. Только вот в советском фильме, в отличие от американского, демонстрировались кадры множества убитых нацистами детей, что вызвало буквально шок у участников процесса. 

Георгий Молодцов: «Нюрнбергский процесс поднял престиж и значимость работы кинооператоров, ввел возможность использования документальных материалов в постоянный юридический обиход, что позволило восстановить справедливость во время судебных процессов после Второй мировой войны. Он доказал великую значимость этой профессии, признав ее огромный вклад в историю».

(Источник: сайт RGDoc.ru)

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Георгий Молодцов) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.

Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки. Особе внимание уделено использованию телеоптики, а также разработке и применению киноавтоматов со встроенными узкопленочными камерами, которыми снимали специально обученные сержанты-операторы.