«Плачьте, но снимайте». Эпизод #15. Образ врага (ч. 2)

Вышел пятнадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

«Плачьте, но снимайте». Эпизод #15. Образ врага (ч. 2)

14.10.2020

На фото Виктор Иванович Черевичкин (Витя Черевичкин) — подросток, убитый в Ростове-на Дону нацистскими оккупантами 28 ноября 1941 года. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ

Немецкие войска занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года. 20 ноября немцы вошли в город. 22 ноября 1941 года немецким командованием был издан приказ об уничтожении голубей в районах города Ростова. 28 ноября 1941 года немцы застали подростка выпускающим нескольких голубей у здания немецкого штаб, также в сарае во дворе его дома нашли голубятню. Подросток был обвинен в пособничестве Красной Армии. После допросов и пыток Витя Черевичкин был расстрелян в парке имени Фрунзе. В тот же день, 28 ноября, в ходе Ростовской наступательной операции, которую осуществляли части Юго-Западного фронта под командованием  маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, Ростов-на-Дону был взят. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной армии в начальный период войны.
Тело Виктора Черевичкина было захоронено в одной из братских могил вместе с красноармейцами и жителями города, убитыми оккупантами. В период оборонительных боёв и повторной немецкой оккупации Ростова-на-Дону с июля 1942 по февраль 1943 года информация о точном месте захоронения была утрачена.

12 октября 2020 года на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел новый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». 

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.

На примере вышедшего на экраны в декабре 1941 года «Союзкиножурнала» № 114 (режиссер Р. Гиков; операторы: А. Каиров, А. Левитан, Г. Попов), в который вошли съемки замученных и расстрелянных нацистами жителей Ростова-на-Дону, а также кадров из фильмов «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид ВарламовИлья Копалин), «Сталинград» (режиссер Л. Варламов), «Орловская битва» (режиссеры Р. Гиков, Л. Степанова) авторы дают зрителю проследить, как кинохроника постепенно начинает представлять немецких солдат сборищем убийц и подонков, а не безликой массой обманутых Гитлером рабочих и крестьян.

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Алексей Ханютин) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.