4 октября исполняется 95 лет со дня рождения Марлена Хуциева


04.10.2020

Опубликовано: www.tvkultura.ru 02.10.2020 | 20:48. Фотография: "Марлен Хуциев и Геннадий Шпаликов во время съемок фильма Фильм: Мне двадцать лет (Застава Ильича). 1964 год." Автор фото: Генриэтта Перьян. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 11286605 / ГЦМК КП-13877/7).

«Поэтом от кинематографа» назвал его Федерико Феллини. 4 октября исполняется 95 лет со дня рождения Марлена Хуциева. Его фильмы — символ оттепели. А картина «Застава Ильича» стала исповедью режиссёра и художественным манифестом поколения. Репортаж Станислава Анисимова.

Тихая и доверительная, а иногда ироничная интонация фильмов Марлена Хуциева была контрапунктом официальному языку эпохи. Камера Хуциева фиксировала ту жизнь, которой так не хватало советскому человеку. Москва в картине «Застава Ильича» стала живой декорацией.

Чистопрудный бульвар: сегодня здесь многое изменилось, но это место остается особым для всего оттепельного кинематографа.

«С «Современником» он был связан очень неформальным, но сильным чувством. Во-первых, «Современник» в 60-е годы это кузница киноактерских кадров. Это тот театр, который кинематографисты посещали охотнее других театров. И обязательно приглашали артистов. Именно в «Современнике» Хуциев увидел актера Станислава Любшина и пригласил его в фильм «Застава Ильича», — признался киновед Вячеслав Шмыров. 

Здесь, в Большом Тишинском переулке, на высших режиссерских курсах Марлен Хуциев не раз говорил своим студентам: «Снимайте кино так, чтобы оно оправдало вашу жизнь». Правило, от которого он не отступал, снимая «Заставу Ильича». 

Сегодня кинематографическое наследие Марлена Мартыновича — его фильмы, неповторимый стиль, который называли «реализм без берегов» — предмет изучения историков кино. Феномен Хуциева все еще не раскрыт до конца.

«Есть люди, которых называют поэтами кинематографа. Я имею в виду режиссеров. Есть люди, которых называют великими эпиками. Я бы назвал Марлена Мартыновича человеком, который объяснил или смог передать нам, что такое музыка кинематографа. Вот его изображение звучит», - отметил киновед Евгений Марголит.

Работы Марлена Хуциева запечатлели не только музыку времени, но и стали образцом новой кинематографической эстетики. Драматические сцены, сюжет растворялись в лирических отступлениях, работе свободной камеры: часто не следящей за главными героями. Атмосферу картины создавало точно выбранное место действия. 

Роль «Заставы Ильича» исполнил Спиридоньевский переулок. Все персонажи живут в доме 2/22- еще одном неофициальном Хуциевском адресе столицы. Это здание с гигантской аркой чуть ли не в 4 этажа было построено в переходный момент между архитектурой авангарда и большого сталинского стиля и идеально вписалось в ленту о молодом поколении, которое спорило и сомневалось. 

«Сейчас я вижу, что, к счастью, у двадцатилетних, у них уже нет таких барьеров и блоков по отношению к советскому кино, что советское кино какое-то недостаточно хорошее или не то. Это конечно замечательная такая точка входа в советское кино. С другой стороны, я видел своими глазами насколько эти фильмы живые, совершенно завораживают и становятся феноменом и сенсацией для любого зарубежного синефила», — объяснил кинокритик Борис Нелепо. 

«Застава Ильича» — это документально зафиксированная жизнь поколения 60-х и лирическая , субъективная манера повествования. Герои полагают, что наблюдают мир, но на самом деле видят себя и только себя. И это не единственный парадокс, оставшийся в наследство от режиссера.

Персонажи Марлена Хуциева часто не вписывались в парадное советское искусство. А в итоге стали героями поколения. Так же и с памятью о режиссере: в Москве пока нет ни доски, ни памятника. Но его фильмы для многих стали неотъемлемой частью жизни.

Станислав Анисимов