«Плачьте, но снимайте». Эпизод #13. От фронта до экрана

Вышел тринадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

30.09.2020

На фото братья Алексеевы — Евгений (слева на фото) и Александр. Из архива В.И. Фомина.

29 сентября 2020 года канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел очередной эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». 

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

«От передовой до кинотеатра пленка обычно шла несколько недель, а то и месяц.... и на каждом этапе кадры, ради которых оператор рисковал жизнью, могли погибнуть, потеряться, быть изъяты рукой военного цензора... но каждый дошедший до экрана хроникальный сюжет приближал победу, утешая, убеждая, вдохновляя людей, пришедших в кинотеатр в это трудное время».

(Цитируется с экрана) 

Авторы эпизода, посвященного организации съемок военной кинохроники, пытаются разобраться, от каких факторов на фронте зависела успешная работа кинооператоров и с какими административно-техническими трудностями сталкивались фронтовые киногруппы. Они рассказывают о том, сколько людей входило в киногруппу; как киногруппа передвигалась в действующей армии; не забывают о монтажных листах (указывался тип киноплёнки, тема сюжета, место и время съемок, основные действующие лица, имя оператора, иногда ассистента), которые составляли операторы после проведения очередной киносъемки; объясняют, каким образом отснятый материал доставляли на Центральную студию кинохроники, где из него создавались периодические киножурналы и документальные фильмы. 

К сожалению, авторы ничего не говорят о том, как осуществлялось руководство советской кинохроникой —  ни слова о Главке кинохроники (находился в структуре Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР). От фронта до экрана материалы кинохроники не могли миновать эту важную во время Великой Отечественной войны организацию. Главк кинохроники формировал и руководил фронтовыми киногруппами. Известно, что кинооператоры зачастую не имели возможности увидеть отснятый ими материал на экране. В Главке же отсматривали материал, давали на него заключение, определяли, как он будет в дальнейшем использоваться. Именно Главкинохроника сделала фронтовой репортаж не только аудивизуальным источником информации для населения страны, но и эффективным средством пропаганды. 

«Безусловно, главная заслуга в том, что советская фронтовая кинодокументалистика оказалась на уровне стоявших перед нею трудных задач, принадлежала прежде всего самим фронтовым операторам, собственной кровью, тяжкими ране­ниями, а подчас и жизнью платившим за кадры, снятые под огнем врага.

И, тем не менее, определенную – весьма и весьма позитивную – роль в общем успехе советской кинохроники военных лет сыграли те, кого обычно без особой любви и уважения именовали и именуют у нас не самым возвышенным словцом – «начальнички», «горе-начальники» и т.д. в этом роде...»

Из книги Валерия Фомина «Плачьте, но снимайте!..» (Госфильмофонд России. Издательство «Киновек»; 2018)

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Георгий Молодцов) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.


Материалы по теме