16.09.2020

15 сентября 2020 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел одиннадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». 

Эпизод #11 (хронометраж 09:00) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Решение о создании фильма о боях под Москвой было принято лично Сталиным. События периода октября 1941 — января 1942 снимали 16 кинооператоров. Фильм вышел на экраны Москвы 18 февраля 1942 года

В СССР фильм получил высочайшую награду —  Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год. В газете Правда от 12 апреля 1942 года было опубликовано Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1941 год»; премия первой степени в размере 100.000 рублей была присуждена: режиссёрам Леониду Варламову и Илье Копалину, кинооператорам — Теодору Бунимовичу, Георгию Боброву, Павлу Касаткину, Анатолию Крылову, Алексею Лебедеву, Моисею Шнейдерову, Александру Эльберту.

Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: перемонтирован и переозвучен. Режиссер Slavko Vorkapich сделал фильм динамичнее, иключив эпизоды явно пропагандистского характера, но малопонятные американскому зрителю. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Текст от автора в новой версии читал известный американский актер Edward G. Robinson. Музыкальное оформление кинокартины осуществил 4-кратный обладатель премии «Оскар», знаменитый композитор российского происхождения Дмитрий Тёмкин.

Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».  Это был первый в СССР «Оскар».

Вклад советских операторов Американской киноакадемией был отмечен особо. «Оскар» был вручен с формулировкой: «За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности».

Награды в категории за «Лучший документальный фильм» вручались только в 1943 году. В номинации было представлено 25 документальных лент (как полнометражных, так и короткометражных). Помимо советского фильма специальных призов были удостоены ещё три, среди них документальные картины — «Битва за Мидуэй» («The Battle of Midway»; United States Navy), «Кокода фронтлайн» («Kokoda Front Line!»; Australian News & Information Bureau), «Прелюдия к войне» («Prelude to War»; United States Army Special Services). 

Американцы передали награду советским дипломатам, которые в свою очередь передали её оператору Владиславу Микоше — он в составе группы советских кинооператоров (В.Соловьев, Н. Лыткин, Р. Халушаков) находился в это время в США. Операторам предстояло снять открытие союзниками по антигитлеровской коалиции второго фронта (однако это событие состоялось только через полтора года — в июне 1944). Микоша доставил награду в Москву в Главкинохронику.

Необходимо пояснить, что до Второй мировой войны статуэтки «Оскар» изготавливались из бронзы и покрывались позолотой. Поскольку эти металлы во время войны считались стратегическим материалом, все награды, выданные тогда Американской киноакадемией, были изготовлены из гипса и покрыты бронзовой краской. Предполагалось, что после войны гипсовые муляжи будут заменены позолоченными оригиналами. Однако после Второй мировой началась "холодная война", и о первом советском «Оскаре» надолго забыли. 

Сталин же, показывая фильм иностранным гостям, не уставал повторять: «Хороший фильм стоит нескольких дивизий…».

В настоящее время гипсовую статуэтку можно увидеть в экспозиции Музея кино. 

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Георгий Молодцов) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.