#ДеньКино

Сотрудники Музея кино представили посетителям обновленную экспозицию «Лабиринт истории».

#ДеньКино

27.08.2020

Фото Натальи Зюмченко (начальник выставочного отдела ФГБУК "Государственный центральный музей кино").

В День российского кино 27 августа 2020 года сотрудники Музея кино представили посетителям обновленные разделы «Триумф и трагедия» и «Исповедь», входящие в основную экспозицию «Лабиринт истории».

Раздел «Триумф и трагедия» посвящен кинематографу времен Великой Отечественной войны. Раздел пополнили экспонаты, связанные с фронтовыми кинооператорами и историей Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Именно на Центральную студию кинохроники (с 1944 – ЦСДФ) с фронтов Великой Отечественной войны привозили материалы из которых на студии монтировали «Союзкиножурнал». Фронтовые репортажи, очерки выходили в виде отдельных сюжетов. В 1941 — 1944 годах было выпущено 400 номеров, а с  мая 1944 года стал выходить обновленный киножурнал «Новости дня» (до конца войны вышло 65 номеров). В отсутствии телевидения кинопериодика ЦСДФ являлась единственным источником аудиовизуальной информации для населения СССР.

В 1992 – 1993 годах руководством ЦСДФ в фонды Музея кино были переданы архивные документы (в том числе – монтажные листы фронтовых операторов), киносъемочные аппараты времён Великой Отечественной войны.

В 2017 году коллекция пополнилась мемориальной доской с именами сотрудников ЦСДФ, которые погибли в 1941–1945 годах, выполняя свой профессиональный и гражданский долг. 

Фронтовые кинооператоры и фронтовики во время встречи 8-9 мая 1990 года на ЦСДФ в Лиховом переулке, дом 6. Автор фото: Юрий Барыкин. Фото предоставлено дочерью фронтового кинооператора Михаила Гольбриха — Ларисой Кучеровой.

Мемориальная доска в память о погибших сотрудниках ЦСДФ была установлена в 1965 году в холле студии в Лиховом переулке, дом 6. Затем мемориальная доска была установлена в Кулаковом переулке, дом 17 (стр.1), куда студия переехала в 2009 году, где и находилась практически до ликвидации студии в 2018 году.   

Сотрудники Государственного центрального музея кино и Союза кинематографистов РФ не дали уничтожить мемориальную плиту с именами фронтовых кинооператоров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мраморная плита располагалась в холле Центральной студии документальных фильмов до тех пор, пока студия не подверглась расформированию. В конце 2016 года новые арендаторы помещения по адресу Кулаков переулок, 17 захотели избавиться от тяжелого каменного монумента. Вытащить плиту целиком было бы слишком трудно, и нынешние «жильцы» решили разбить ее на куски. Получив задание уничтожить мемориальную доску, охранник помещения позвонил в Музей кино и тем самым предотвратил акт вандализма.

Директор Музея кино Лариса Солоницына: «Я сразу связалась с руководством Союза кинематографистов. Совместными усилиями мы вышли на арендаторов здания, в котором раньше действовала ЦСДФ, и попросили их дать нам возможность забрать памятную доску. Пока мы разместили ее в Доме ветеранов кино и заберем в новое здание Музея, как только сможем. Мемориальная доска с именами погибших сотрудников ЦСДФ станет частью экспозиции, связанной с фронтовыми кинооператорами. Считаю, что Музей кино обязан увековечить память о них».

(СК-Новости № 3 (353) 13 марта 2017 года)

В 2020 году в фонд музея историком кино Валерием Фоминым были переданы в дар более 2000 монтажных листов фронтовых кинооператоров.

Также среди уникальных предметов, дополнивших экспозицию раздела в год 75-летия годовщины Победы, – знамя «Лучшему цеху Центральной студии кинохроники» и карта боевого пути 1 МКК в Берлинской операции, принадлежавшая легендарному кинорежиссеру Роману Кармену. В разделе можно послушать фрагменты воспоминаний создателей фронтовой кинолетописи, которые прочитали молодые актеры, выпускники ВТУ им. М.С. Щепкина.

В экспозицию раздела «Исповедь», посвященного кинематографу 70-х годов, в связи с приближающимся 100-летием со дня рождения известного художника кино Левана Шенгелии (1921 – 2009), включены трогательные мемории детства художника – первый этюдник мастера и маленькая подковка, выкованная для него дедушкой на счастье.