«Плачьте, но снимайте». Эпизод #9. Зеркало войны

Вышел девятый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

«Плачьте, но снимайте». Эпизод #9. Зеркало войны

25.08.2020

Фото: оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян.

25 августа 2020 года на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел девятый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». 

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Алексей Ханютин) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен.

В фильме «Зеркало» на этих кадрах звучат пронзительные строки стихотворения «Жизнь, жизнь» в исполнении автора — поэта Арсения Тарковского.

Предчувствиям не верю и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

Известно, какое огромное значение придавал режиссер этим кадрам. Из книги Андрея Тарковского "Запечатленное время":

«Мне пришлось пересмотреть много тысяч метров пленки, прежде чем я натолкнулся на военные документальные кадры перехода Советской Армии через Сиваш, которые меня буквально ошеломили. Я никогда прежде не видел ничего подобного – как правило, приходилось сталкиваться всякий раз или с весьма недоброкачественными инсценировками, или с короткими, отрывочными кадрами буквально фиксируемых военных «буден», или с «парадными» съемками, в которых ощущалось слишком много запланированного и слишком мало подлинной правды. И я не видел никакой возможности объединить весь этот винегрет единым временным ощущением. 

И вдруг передо мною небывалый случай для хроники! – эпизод, целое и единое событие, развернутое во времени, снятое (редкий случай) в одном месте и рассказывающее об одном  из самых драматических событий наступления 1943 года. Совершенно уникальный материал! Не верилось, чтобы такое огромное количество метров пленки было израсходовано на фиксацию одного-единственного объекта ради длительного его наблюдения.  Ясно, что снимал его замечательно талантливый человек. Когда на экране передо мною, точно из небытия, возникли  люди, измученные непосильным, нечеловеческим трудом, страшной и трагической судьбой, то мне стало совершенно ясно, что этот эпизод не может не стать самым центром, самой сутью – нервом и сердцем нашей картины, начинавшейся всего-навсего как интимное лирическое  воспоминание. 

На экране возник образ поразительной силы, мощи и драматизма — и все это было мое, словно именно мое, личное, выношенное и наболевшее. (Кстати, именно этот эпизод председатель  Госкино требовал у меня изъять из фильма.) 
Эти кадры рассказывали о тех страданиях, которыми окупается так называемый исторический 
прогресс, о бесконечных человеческих жертвах, на которых он покоится извечно. Невозможно было даже на секунду   поверить в бессмысленность этих страданий — этот материал заговорил о бессмертии, и стихи Арсения Тарковского  оформляли и завершали смысл этого эпизода.

Нас поразило то эстетическое достоинство, благодаря которому документ обретал удивительную  эмоциональную мощь. Просто и точно зафиксированная правда, запечатлевшись на пленке, перестала быть похожей просто на правду. Она вдруг стала образом подвига и цены этого  подвига, она стала образом исторического перелома, оплаченного невероятной ценой. (Без   сомнения, этот материал был снят талантливым человеком!) 

Образ этот звучал особенно щемяще и пронзительно, потому что в кадре были только люди.
Люди, бредущие по колено в жидкой грязи, по бесконечному, до самого горизонта болоту, под белесым плоским небом. Оттуда не вернулся почти никто. Все это сообщало запечатленным на пленку минутам особую многомерность и глубину, порождая чувства, близкие потрясению или катарсису. Через некоторое время я выяснил, что военный оператор, снимавший этот материал, погиб в тот же самый день, который он зафиксировал с той удивительной силой проникновения  в суть творящихся вокруг него событий».

Тем не менее, оператор, снимавший кадры, которые так поразили Андрея Тарковского, остался жив. В материалах ("Форсирование Сиваша"; остатки от Союзкиножурнала № 23-24; 1944г.), хранящихся в Красногорском архиве, авторами значатся три оператора — это Владимир Сущинский, Андрей Сологубов и Георгий Хнкоян. 

Создателям Эпизода #9 "Зеркало войны" удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян. Киносъемки форсирования озера Сиваш указаны в его наградном листе. Именно за киносъемки на Крымском полуострове Хнкоян был награжден медалью «За боевые заслуги» (1944).

Георгий Хнкоян умер в 1972-м году – за два года до выхода «Зеркала» на экран; фильма, который в опросе 846-ти кинокритиков, организованного в 2012 году британским журналом Sight & Sound, занял 19-е место в списке — 100 величайших фильмов всех времен

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.