«Плачьте, но снимайте». Эпизод #8. Инсценированная война

Вышел восьмой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

18.08.2020

Фото: "Давид Шоломович. Дым в глаза…" Фото из архива В.И. Фомина.

15 августа на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел восьмой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

Авторы Эпизода #8 (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян) предприняли попытку разобраться, что из снятого фронтовыми кинооператорами было реальным военным репортажем, а что – реконструкцией, и зачем это делалось.

Дискуссии между сторонниками подлинного кинорепортажа и сторонниками так называемого метода «восстановления факта» начались ещё в 30-е годы.

«Существуют разные методы восстановления факта в документальном кино. В одних случаях это достигается посредством отражённого показа прошлого через косвенные источники (иконографические материалы, фотографии, воспоминания очевидцев и участников события и т.д.), в других – путём так называемой реконструкции с привлечением подлинных участников события, но иногда использовали и актёров.

 Р. Кармену часто приходилось рассказывать в своих фильмах о событиях, которые своевременно не были сняты. В 1940 году он показал в фильме «Седовцы», как работал в долгие полярные ночи экипаж дрейфующего во льдах ледокола «Седов», а в 1947 году для фильма «Ленинград» снял тем же методом реконструкции факта эпизод проводов народных ополченцев на фронт. Однако Р. Кармен не старался воспроизводить факт прошлого со всеми его историческими подробностями, он стремился не к протокольной информации, а к художественно впечатляющим образам. Для Р. Кармена главным в кадре всегда был человек, его мироощущение, отношение к происходящему вокруг. Иначе говоря, он раскрывал сущность факта, события через реакцию людей – непосредственных участников этих событий.»

(В. Михайлов. Из сборника «История советского кино» в четырёх томах, том 4: 1952-1967, М., «Искусство», 1978) 

В начале Великой Отечественной войны (на первом совещании начальников фронтовых групп) дискуссия вспухнула с новой остротой.

«В начале войны, когда кинодокументалисты направлялись на фронт, они думали о съемках только в подлинной боевой обстановке и как можно скорее стремились попасть на передовую. Став свидетелями самоотверженного сопротивления отступающих частей Красной Армии, операторы пытались передать на экране драматизм сражений, показать героизм советских воинов в бою. Но часто эти попытки не приводили к успеху: оператор многого не успевал запечатлеть во время боя, — он снимал в самом пекле, когда порой бойцы и головы поднять не могли из-за плотного огня противника. Кинорепортёр хотел показать на экране правдивую картину боя, но после боя оказывалось, что он успел снять лишь какие-то малопонятные обрывки, по которым трудно было представить, что произошло на самом деле».

(«Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства»)

Кроме творческих проблем киногруппам пришлось столкнулись и с организационно-техническими. В боевой обстановке кинокамеры часто выходили из строя, да и новых кинокамер к началу войны изготовить не успели. Малочисленность фронтовых киногрупп была обусловлена отсутствием техники и кинопленки, транспорта и горючего. Некоторым операторам приходилась даже снимать стационарной камерой «Дебри–Эль». Если происходила поломка кинокамеры, нужно было ехать чинить её в Москву. Часто отсутствие информации об очередных боевых операциях из-за режима секретности (сложная система подчинения Главку кинохроники и Политуправлениям фронтов) также не способствовали съемкам на местах боев. Эти и другие проблемы подробно описаны в книге Валерия Фомина «Цена кадра...».

В этих сложных условиях кинематографическое начальство требовало «боевых», «результативных» кадров, из которых на киностудии хроники монтировали периодический «Союзкиножурнал» (с 1944 года «Новости дня»), являвшийся на тот момент важным орудием агитации и пропаганды. В отсутствии телевидения кинопериодика являлась единственным источником аудиовизуальной информации для населения СССР. 

Как свидетельствуют документы, борьба руководства с инсценированными съемками на фронте продолжалась практически до окончания войны.

Артур Анаян, режиссер: «Инсценировки, как бы к ним не относится, тоже документ времени. И не они в конечном итоге определили лицо советских кинодокументалистов. Будь иначе, откуда бы взяться такой тяжкой и трагической статистике потерь в рядах наших фронтовых операторов. Каждый второй – ранен, каждый четвертый – убит».

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.


Материалы по теме