«Плачьте, но снимайте». Эпизод #7. Мария Сухова

Вышел седьмой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

05.08.2020

5 августа на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел седьмой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

В эпизод вошли редкие кадры хроники — съемки первого женского автопробега имени сталинской Конституции, кадры из фронтовых выпусков «Союзкиножурнала», а также кадры, запечатлевшие Марию Сухову среди отряда партизан. 

На Московскую студию кинохроники Мария Ивановна Сухова пришла по комсомольской путевке, но уже в 1936 году она, совместно с кинооператором Оттилией Рейзман, принимает участие в качестве кинооператора в знаменитом Большом женском автопробеге имени сталинской Конституции по маршруту: Москва — Малые Каракумы — Москва.  45 женщин — от 20 до 34 лет — за рулём 15  машин "ГАЗ-А" — 10 легковых и 5 пикапов за два месяца проехали более 10 000 км по  российским дорогам и абсолютному бездорожью. Кадры, снятие Суховой и Рейзман, вошли в документальный фильм «Женский автопробег» (режиссер А. Ованесова).

Из воспоминаний кинооператора и режиссера Владимира Томберга:

«Мария Сухова была человеком героического характера. Родилась она в роковом 1905 году в семье дворника. Проучиться в школе ей довелось лишь 2 года: нужда заставила пойти ра­ботать, помогать семье. Не получив никакого образования, не имея профессии, она по комсомольской путевке в 1930 году при­шла на Московскую студию кинохроники.

Сначала работала уборщицей, пытливо присматривалась к производству. Вскоре ее перевели ученицей в цех обработки кинопленки. Маша жадно включилась в работу и быстро освоила первую в своей жизни специальность проявщицы негативов. Ей предложили более сложную и ответственную работу контролера ОТК. Постепенно Сухова изучила все процессы лабораторной обра­ботки пленки, и тогда, по ее горячему желанию, ей – первой из женщин! – разрешили работать ассистентом кинооператора. Способная, энергичная, настойчивая, она трудилась с еще большим увлечением...»

(Из книги В.И. Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018);  с. 812-813)

В ноябре 1941 года Сухова была в числе операторов, снимавших парад Красной Армии на Красной площади в Москве 7 ноября

Съемки Марии Суховой вошли в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры Леонид ВарламовИлья Копалин).

В конце ноября 1943 года для фильма «Иран» (режиссер И. Посельский) совместно с кинооператорами В. Штатландом и И. Сокольниковым снимала в Тегеране конференцию руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции.

Из воспоминаний редактора фронтовых киногрупп Юрия Каравкина (очерк 1943-1944 гг. для Совинформбюро):

«...У северных границ Ирана Сухова снимала прилепившиеся к горам сакли древнего племени курдов. Затем советская женщина-кинохроникер увековечила на пленке некоторые моменты жизни и работы Шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви.

Когда эти съемки для документального фильма «Иран» разбирались на монтажных столах, Сухова была дома, в Москве, и снова собиралась уезжать. Сейчас путь предстоял в край, отрезанный от родины огненной линией фронта. Центральная студия Кинохроники готовила документальную картину о партизанской борьбе в тылу немецких оккупантов...»

(Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ)

С конца 1942 года и до своей гибели в мае 1944 года снимала совместно с О.Б. РейзманС. ШкольниковымМ. Посельским и другими операторами в отрядах белорусских партизан

Погибла в операции «Прорыв», когда белорусские партизаны пробивались из кольца карателей. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно).

Кадры, снятые Марией Суховой в партизанском отряде, вошли в документальные фильмы «Народные мстители» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1945), а также в 20-ти серийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979).

В 1974 году на памятном поле партизанской сла­вы (место прорыва блокады), в семи километрах от райцентра Ушачи, был открыт мемориальный комплекс «Прорыв». Торжественное открытие мемориала состоя­лось 30 июня 1974 года. Комплекс представляет собой бетонную стену длиной 11 метров, которая расколота на две части. Имя Марии Суховой увековечено на памятнике среди имен героев-партизан.

Кадр из фильма «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод 7. Фронтовые операторы (справа налево): С. Школьников (третий справа), О. Рейзман, И. Вейнерович. Ушачи,1974 год.

На открытии мемориала в Уша́чах присутствовали соратники Марии Суховой — фронтовые кинооператоры Иосиф Вейнерович, Оттилия Рейзман и Семён Школьников.

Марии Суховой посвящен документальный фильм «Мария» (1993). Автор фильма  —  Семён Школьников.


«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине