"Цена кадра". О военном операторе Михаиле Посельском

Как советские фронтовые кинооператоры снимали освобождение Европы.

17.03.2020

Опубликовано:  www.tvkultura.ru / 17.03.2020 /  22:12 

В канун 75-летия Победы мы начинаем цикл материалов «Цена кадра» - о том, как советские фронтовые кинооператоры снимали освобождение Европы. Первый сюжет посвящён малоизвестной странице освобождения Польши - штурму города Люблин, который снимала операторская группа Михаила Посельского.

Выстрелы в стенах Люблинского замка, ставшем тюрьмой на время немецкой оккупации, были слышны всю неделю перед приходом Красной Армии. Фашисты стремились успеть выполнить приказ. Вместе с солдатами в июле 44-го в замок вошла киногруппа фронтового оператора Центральной студии документальных фильмов Михаила Посельского.

«Когда только по первой ступеньке они поднялись, они увидели ручьи крови человеческой. Сначала не поверили глазам. Думали, может что-то другое, нет - кровь. И чем выше они поднимались, тем больше была эта река. И когда они вошли в одно из помещений, там до потолка были навалены друг на дружке трупы людей», - отметил научный сотрудник Центрального Музея кино Валерий Фомин.

Фашистские палачи сгоняли сюда этих несчастных. Убивали их, на тела убитых нагоняли следующих. И так продолжалось, пока не были уничтожены все до единого. Как мы узнали потом, в этом помещении была швейная мастерская или «швальня», как называли ее поляки.

Слабое освещение не позволяло зафиксировать увиденное на пленку: оконные проемы были завалены трупами. Операторам пришлось собственноручно освободить от них окна. Жертвы - более 700 человек - мирные жители Люблина. Опознание снимал коллега Посельского Василий Соловьев. У двух человек еще билось сердце.

«Этот оператор, видавший виды, упал в обморок. Потом его откачали, он пришел в себя. Но все-таки эту тяжелую, страшную работу, как бы не было тяжело, операторы выполнили. Засняли», - отметил Михаил Посельский.

Потомственный кинематографист, сын режиссера Якова Посельского, Михаил закончил ВГИК в 41-м. И уже в декабре попал на фронт. Снимал первые бомбардировки столицы. Был оператором киногруппы Сталинградского фронта. В Люблин Михаил Посельский вошел вместе со 2-й танковой и 8-й гвардейской армиями. По воспоминаниям операторов, в оккупированном городе «Полякам было запрещено все: в том числе и громко разговаривать на родном языке». Это подлинные монтажные листы, с описанием кинохроники, которые писали операторы, снимавшие освобождение Люблина.

Зачеркнув польские наименования улиц немцы, переименовали их по-своему. Так Площадь короля Владислава Локетека фашисты переименовали в Майнцер Плац.

Михаил Посельский вспоминал: «На фронте съемочная техника - это не только качество кадра, на фронте техника - это жизнь».

«Перезаряжать ее нужно было после каждой минуты съемки. Только минуту можно было снимать. Потом пленка кончалась. И надо было камеру снова заряжать», - добавил Посельский.

В монтажном листе Михаила Посельского - доскональное описание отснятых кадров, и даже имена тех, кто освобождал Люблин.

Вот эти люди - участники трехдневных кровопролитных боев за Люблин. Освобожденный от фашистов город - в руинах. И первые часы, вспоминали операторы, тишина, как будто бы и не было никакой войны. Поначалу, настороженное отношение к Красной Армии сменилось полной поддержкой.

«Улыбки, ведь эти улыбки тоже не передашь, одно дело написать про улыбки, или там про смех, про песни, которые пели. Другое дело увидеть вот этих людей, которые встречали наших бойцов с теми же самыми песнями, с хлебом-солью. Все. И это не подделка», - заметил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Оператор Михаил Посельский с кинокамерой прошел всю войну. С частями Красной армии он дошел до Берлина. Так и оставаясь за кадром.

Станислав Анисимов