#НовостиКультуры

#НовостиКультуры


«Дау. Наташа». О полемике вокруг фильма.

02.03.2020

Опубликовано: www.tvkultura.ru 02.03.2020 | 20:28 

Одной из самых громких премьер Берлинского кинофестиваля стал фильм Ильи Хржановского «Дау. Наташа». Картину, снятую без сценария и с непрофессиональными актёрами, показали в основном конкурсе Берлинале, и она вызвала скандал. Пять российских кинокритиков, аккредитованных на фестивале, подписали открытое письмо дирекции, в котором поставили вопрос об этичности включения фильма в программу.

«Дау.Наташа» - история советской буфетчицы из секретного института физических проблем, часть 700 часового проекта Ильи Хржановского. Министерство культуры России отказалось выдавать прокатное удостоверение фильму «Дау.Наташа», на основании того, что он содержит порнографические сцены. Основной конфликт развернулся вокруг производственной истории фильма. Создателей «Дау» неоднократно обвиняли в нарушениях этики во время съемок.
Кинокритики подозревают, что в фильме «Дау. Наташа» зафиксированы случаи реального насилия.

«Мы понимаем, что возможно нормы на площадке были нарушены, возможно там было насилие, но это опять же возможно. И вот я и еще четыре журналистки решили написать открытое письмо фестивалю, не обвиняющее ни в коем случае ни авторов проекта «Дау», ни руководство фестиваля, ни его директоров, в том числе Карло Шатриана, а просто лишь задающее вопросы», - объяснил кинокритик Дмитрий Барченков.

В письме журналисты усомнились в этичности включения в конкурс фильмов из проекта режиссера Ильи Хржановского: «Почему в дни приговора Харви Вайнштейну, в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии, Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?». 

Это письмо разделило отечественных кинокритиков на два лагеря. Сторонники обращения уверены: «Дау» - не кино, а «аморальное мероприятие». Противники утверждают: «Дау» - цельное художественное высказывание, и задача критика изучать его, а не заниматься активизмом. 

«Чтобы перевести разговор о некоторых тех эстетических качествах фильма и тех прорывах эстетических, которые есть, в этот очень странный, очень заболоченный разговор о якобы насилии, которое никем никак не подтверждается. И вообще очень странно переводить разговор о том, что «Дау» - это художественное произведение, к тому, что это наблюдение за жестокостью в прямом эфире», - заявил кинокритик Борис Нелепо. 

На завершившемся Берлинском кинофестивале, работавший над проектом немецкий оператор Юрген Юргенс получил «Серебяного медведя» в номинации «Наиболее весомый художественный вклад». В интервью российской прессе, он заявил, что самым сложным в работе для него было согласиться на поставленные условия съемки и принять все возможные последствия.

Станислав Анисимов