Опубликовано: www.tvkultara.ru 21.02.2020 | 09:41
По решению нового директора фестиваля Карло Шатриана в этом году смотр откроет не конкурсный фильм. В первый вечер форума была показана лента канадского режиссёра Филиппа Фалардо «Мой год Сэлинджера» – Сигурни Уивер в роли литературного агента знаменитого писателя. Жюри кинофорума возглавляет британский актер, обладатель «Оскара» Джереми Айронс.
Начался кинофестиваль с минуты молчания в память о жертвах стрельбы в немецком городе Ханау, где были убиты, по последним данным, девять человек, еще четверо ранены.
«Кино – это то, что объединяет людей, то, что позволяет нам мечтать, и я понимаю, насколько значимым на протяжении всей истории был этот киносмотр для этой страны, его жителей и даже иностранцев, для людей, вроде меня, которые смотрят на эти 70 лет как на настоящее достижение», – заявил Карло Шатриан, арт-директор фестиваля.
За «Золотого медведя» поборются 18 картин из 18 стран, среди них – 16 мировых премьер. А приз имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра, который вручался с 1987 года за новаторские поиски в области киноязыка и приравнивался к призу «Серебряный медведь», на юбилейном Берлинале вручаться не будет. Бауэра обвиняют в сотрудничестве с нацистами.
Согласно сенсационному расследованию газеты «Цайт», первый директор фестиваля Альфред Бауэр с 1942 года занимал руководящий пост в Управлении по кинематографии нацистской Германии, созданной Йозефом Геббельсом. Журналисты приводят прямые доказательства того, что он был активным членом партии и занимал в ней высокое положение. На своем посту Бауэр следил за отбором актеров и режиссеров, а также принимал решение, кого освободить от военной службы, а кого отправить на фронт. В одном из отчетов, подготовленных для нацистской партии, он был описан как человек с «безупречными политическими взглядами».
Берлинский кинофестиваль Бауэр возглавлял с момента его основания в 1951 году по 1976 год. Он сделал киносмотр одним из главных событий Западного Берлина, а позже – одним из самых престижных европейских кинофестивалей. После смерти Бауэра в 1986 году фестиваль учредил приз в его честь, в отличие от остальных наград имевший денежное выражение. В этом году принято решение эту премию не вручать. К юбилею фестиваля была подготовлена книга о Бауэре, издание которой пришлось отложить. Новое руководство предложило провести независимую экспертизу сотрудникам института современной истории.
«Мы убеждены, что внешняя независимая группа историков должна исследовать истинное положение Альфреда Бауэра в нацистском режиме», – заявила исполнительный директор фестиваля Марриетта Риссенбек.
Она возглавляет «Берлинале» с этого года, вместе с художественным директором Карло Шатрианом. Критики уже назвали программу юбилейного киносмотра самой неожиданной и самой экспериментальной за последние годы. По словам Шатриана, теперь в конкурс могут быть включены не только мировые премьеры, так как для смотра важнее не эксклюзивность, а качество картин.
«У нас не было цели изменить “Берлинале”. Мы бы хотели продолжить традиции фестиваля, но у нас у всех свои предпочтения и вкусы. Мы легко составили конкурсную программу этого года. Но, возможно, выбрать лучший фильм будет непросто», – заявил Карло Шатриан.
В основную конкурсную программу этого года включили фильм из скандального проекта «Дау» Ильи Хржановского. «Дау» – домашнее прозвище советского физика Льва Ландау, биографию которого и собирался экранизировать режиссер. На главную роль он позвал дирижера Теодора Курентзиса. В процессе съемок факты отошли на второй план, а съемочная площадка стала полем для экспериментов. Проект вызвал большой резонанс и неоднозначные отзывы критики: это касалось прежде всего методов работы режиссера. «Дау. Наташа» – история о романе буфетчицы из секретного института с иностранным ученым. В России ленте отказали в выдаче прокатного удостоверения из-за наличия в ней порнографических материалов.
«Котлован» Андрея Грязева покажут в программе «Панорама». Это монтажный фильм, составленный режиссером из роликов, найденных на интернет-сервисе «Youtube». По словам автора, работа представляет собой «калейдоскоп настроений» в современной России.
Фильм российского режиссера Саши Свирского «Мой галактический двойник Галактион» вошел в программу конкурса короткометражных лент Берлинского кинофестиваля. В этой работе добро и зло, утопия и антиутопия сталкиваются в смертельной схватке на потеху публике, иронизирует режиссер.
Всего на 70-м Берлинале покажут более 300 новых фильмов.