27.01.2020

Опубликорвано: www.tvkultura.ru 27.01.2020 | 20:06 

В этот день в 1945 году советские войска освободили концлагерь Освенцим. По мере приближения фронта нацисты уничтожали документы, взрывали газовые камеры и крематории.

Узнать, что на самом деле происходило в лагере смерти, было первоочередной задачей: постарались уничтожить следы преступлений. Одними из первых в освобожденный лагерь вошли фронтовые операторы Николай Быков (он на фото справа) и Кенан Кутуб-Заде.

«Зрелище, которое открылось их взглядам, было такой жутью страшной, что один из них все-таки не выдержал. Николай Быков — матерый из матерых, действительно закаленный воин и оператор — взмолился и сказал: „Я не могу! Я с ума сойду“. И уже Кутуб-Заде снимал без него, один», — рассказывает киновед, историк кино Валерий Фомин.

Эти пленки сразу попали в архив кинолетописи. В регулярные выпуски кинохроники их решили не включать — слишком страшные кадры. Об освобождении Освенцима узнавали из репортажей в газете. Историки замечают: шок от увиденного в лагере смерти сказывался на объективности авторов публикаций.

«Это такая статья, в 1945 году вышедшая в газете „Правда“, Бориса Полевого, известного писателя, который оставил свое свидетельство о том, что он увидел в Освенциме. То есть он пишет об электроконвеере якобы, который существовал в Освенциме. Который подавал в печи тела убитых. Но это неправда. Это ошибка, которую часто совершали люди, которые не знали, что там происходило на самом деле», — отметил директор департамента экскурсионных программ еврейского музея и центра толерантности Олег Меламед.

В лагере работала Чрезвычайная государственная комиссия. На основании собранных материалов был подготовлен бюллетень. В нем — история создания лагеря, страшные свидетельства об издевательствах и экспериментах над заключенными. Подробно расписан распорядок дня. «Подъем происходит каждое утро в 4 часа. Во дворе людей ставили по 10 человек. После этого заключенных гнали на работу. Каждую команду сопровождали несколько эсэсовцев, как правило, с собаками. При входе на работу и при возвращении с работы оркестр из состава заключенных играл марш».

В частной коллекции сохранилась пленка 1975 года — из радиоэфира, в котором впервые была представлена аудиозапись построения заключенных концлагеря, сделанная в январе 1945 года. Редчайший фрагмент акустической картины Освенцима.

«И вот эта метрономизация процесса связана с тем, что некто обязан был стучать определенный ритм в какой-то там колокол, чтобы придавать темп прохождению колонны концлагерных заключенных. И вот эта метронимизация войны — это явление, которое не описано пока в литературе», — поделился коллекционер Юрий Метелкин.

Немую кинохронику, снятую советскими операторам, монтировали и озвучивали в Москве. Фильм «Освенцим» (1945; производство: ЦСДФ; режиссер: Е. Свилова; операторы 1-го Украинского фронта: М. ОшурковН. БыковК. Кутуб-Заде, А. ПавловА. Воронцовмузоформитель: Г. Гамбург, звукооператор: Д. Овсянников; диктор: Л. Хмара. -Прим. ред. #МузейЦСДФ) состоит из двух частей — всего 19 минут. Глазок на двери газовой камеры. Баллоны с отравляющим веществом «Циклон». Коробка с ядами для смертельных инъекций. Трупы убитых заключенных. Этот съемочный материал — страшное свидетельство преступлений нацистов.

Киновед и историк кино Валерий Фомин: «Эти документы о съемках Освенцима были включены в специальные три выпуска документальной кинолетописи, которые были представлены в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе».[1]

9 февраля советский фильм, снятый фронтовыми кинооператорами, был представлен суду. Журналисты, освещавшие процесс, писали: эти кадры показывали не для судей из международного трибунала. Их показывали обвиняемым — для того, чтобы палачи в первый и последний раз посмотрели в глаза своим жертвам.

Станислав Анисимов

_______________________________
1.  «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков» (1945; производство: ЦСДФ; полнометражный; операторы: А. ВоронцовР. ГиковВ. ЕшуринВ. ДоброницкийВ. ЗенякинР. КарменК. Кутуб-ЗадеА. ЛевитанВ. МикошаЕ. МухинИ. ПановМ. Посельский, М. Сегель, В. СоловьевА. СологубовМ. Трояновский)