#НовостиКультуры

"Алиментарные дистрофии и авитаминозы": уникальная документальная лента о блокадном Ленинграде.

27.01.2020

Опубликовано: www.tvkultura.ru 27.01.2020 / 10:31

В распоряжении «Новостей культуры» оказалась копия учебного фильма «Алиментарные дистрофии и авитаминозы». На этой пленке – документальные свидетельства того, что пришлось перенести блокадному Ленинграду. В репортаж вошли кадры, многие из которых могут шокировать даже современного зрителя.

Это редчайшие кадры из учебного фильма «Алиментарные дистрофии и авитаминозы». Он был снят в 1943 году в блокадном Ленинграде. Долгое время лента считалась утраченной.

Режиссер этой ленты – Ной Галкин. Вот он на экране, врач, выпускник Военно-медицинской академии.

«Часовой фильм за три, три с половиной месяца был создан. В нем нет уличных планов, нет выстрелов, военных действий», – сообщил Юрий Серов, архивариус киностудии «Леннаучфильм».

Но есть документальная точность течения болезни и страшные кадры изможденных людей, доведенных многомесячным голодом до смертельного недуга. Когда организм уже не может усваивать пищу, и даже достаточное питание не предотвращает летальный исход. По заказу городских властей фильм снимали не для широкого проката, а для студентов-медиков. Оригинал хранится в архиве Первого медицинского института.

Фильм «Алиментарные дистрофии» был выпущен Ленинградской объединенной студией кинохроники. Во время блокады она располагалась по адресу Мельничная улица, дом 4.

«Было снято очень много хроники. Вся хроника, которую видели люди, связанная с блокадой, – это, в общем, снято на нашей студии. Причем хроника разная, хроника страшная иногда. А эти фильмы не показывали. Почему? Потому что, так сказать, чтобы, если попадутся немцам, и они увидят, чтобы они не поняли, что народ, так сказать, сдался», – объяснила Лариса Кухалева, редактор киностудии «Леннаучфильм».

Студия объединила два творческих коллектива: «Ленкинохронику» и «Лентехфильм». Блокадные кинодокументалисты вручную проявляли весь материал, часто были перебои с электричеством. Фашистские бомбежки, во время которых приходилось эвакуироваться в бомбоубежища. По мере ухудшения ситуации сотрудники фактически поселились на студии.

«Этот штатив, камера и салазки. Транспорта никакого не было, машин не было, ничего не было. Вот так возили, вот на таких санках. Это вот все блокадное», – рассказывает Лариса Кухалева.

«Алиментарные дистрофии» снимали и в Первом медицинском институте, и в Военно-Медицинской академии, и в больнице академии Мечникова. Работа велась в специально созданных условиях – белоснежные полотенца, чистое белье, электрический свет.

В фильме – только бесстрастный дикторский текст, точная информация о болезнях – дистрофии, пеллагре, цинге. Сведения о пациентах, смертельно больных людях, снятых в ленте, не сохранились. Эти кадры – последние свидетельства их существования.

«Самое главное впечатление от этих вот, как говорили раньше, дистрофиков – когда можно не понять, мужчина это или женщина. Когда в госпитале на кровати изможденные молчаливые люди. Или на грани сумасшествия, даже есть такой эпизод там», – прокомментировал Юрий Серов.

По мнению историков кино, в этом и есть основное отличие фильма «Алиментарные дистрофии и авитаминозы» работы Ноя Галкина от остальной военной кинохроники. Нигде больше с такой точностью и достоверностью не показаны жертвы блокады Ленинграда, как в этом учебном медицинском фильме.

Станислав Анисимов