Я, как водится в таких случаях, начну с поздравлений. Поздравляю вас с юбилеем, со столетием.
За эти 100 лет ВГИК стал, безусловно, очень значимой частью нашего культурного ландшафта. Такое впечатление, что через ВГИК прошли все наиболее знаковые, любимые поколениями наших граждан режиссёры, актёры, сценаристы, аниматоры, операторы – в общем, все специалисты. И что тоже немаловажно, ваши специалисты работают как у нас в стране, так и за рубежом. Вы обучаете студентов из-за рубежа, и с учётом качества образования ВГИКа всё это является такой серьёзной, как сейчас модно говорить, российской «мягкой силой».
Поздравляю вас с этим юбилеем, хочу вам пожелать дальнейших творческих успехов – и в подготовке кадров, и в том, чтобы вашими руками, вашим сердцем, вашим талантом и талантом ваших воспитанников создавались новые шедевры, которые радовали бы не только зрителей в нашей стране, но и во всём мире. Потому что – я вот начал с того, что ВГИК стал существенной частью нашего культурного ландшафта, но имея в виду значение для нашей культуры, безусловно, это вклад и в мировую культуру. И не только в кинематографии, но в культуру в самом широком смысле этого слова.
Поздравляю вас и желаю всего самого доброго.
Владимир Сергеевич, пожалуйста.
В.Малышев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Позвольте от всех нас поблагодарить Вас, что нашли время в Вашем плотном графике. Мы по телевидению видим, что только что Вы из далекой страны, и, конечно, понимаем, что очень большая у Вас нагрузка. Спасибо огромное, для нас это важно, для нас это стимул.
Спасибо, что Вы объявили благодарность за многолетнюю деятельность ВГИКа. И если кто-то сомневался в качестве нашей работы, могут уже не сомневаться после благодарности Президента.
Как обычно юбилеи отмечают? Торжественное заседание и потом неофициальная часть – банкет. А мы пошли по другому пути. После того как Вы подписали указ о подготовке к 100-летию, был составлен план, и мы почти два года по городам и весям с гастролями, спектаклями, кинопоказами, мастер-классами и в России, и в странах СНГ, и даже немножко в дальнем зарубежье. Мы показывали, что наше творческое образование не покрылось паутиной за 100 лет, что мы современны, мы стоим на том, что соблюдаем национальные традиции, но в то же время не отстаем в инновациях. Это очень важно.
Кино, кинематограф развивается, технологии пришли новые, и мы, конечно, должны на современном уровне обучать студентов. Обычно под юбилей, когда встречается коллектив с руководством, это используют для того, чтобы поправить свои дела, что-то попросить. Мы в этом плане в трудном совершенно положении. Вы знаете, по большому счету, просить нечего, Владимир Владимирович.
В.Путин: Я пошел. (Смех.)
В.Малышев: Нет, Владимир Владимирович, при Вашей личной поддержке построен новый учебный корпус, в два раза больше площадей, технически мы переоснастились так, что учебная студия может конкурировать с современными промышленными киностудиями. У нас президентские гранты. Ну и что немаловажно, по Вашему же указу в соответствии с «дорожной картой» 200 процентов московские зарплаты педагогов – мы держим этот уровень, это все-таки сумма неплохая.
В.Путин: Вы получаете?
В.Малышев: Да, постоянно. Можете спросить у мастеров, а то, знаете, наговорю чего-нибудь, они скажут «первый раз», удивятся даже. Тем не менее, конечно, кто не работает, тот не имеет проблем, и, безусловно, текущие проблемы всегда есть, но мы решаем эти проблемы с министерством, думаю, и дальше будем решать.
Может быть, хотелось бы на каких-то моментах остановиться. Только что прошел мировой конгресс киновузов мира. Приехали к нам из 106 киновузов от Соединенных Штатов Америки, Франции до Буркина-Фасо. Оказывается, и там есть кино. И знаете, нам не стыдно. Они проводили этот конгресс здесь, общались с педагогами, со студентами, подходили, мы не уступаем.
Что интересно? Часто сейчас качество работы вуза по рейтингам оценивают – топ-100, топ-500. Ни один творческий вуз, ни Московская консерватория, мировой авторитет Московской консерватории, Петербургской, Академии балета, нашего ГИТИСа и ВГИКа тоже, и мы в рейтинги не можем входить, потому что показатели абсолютно другие, абсолютно не как у МГУ и Бауманки. У них одни.
Я говорил с коллегами на конгрессе, может, нам проявить инициативу, разработать для творческих вузов мировой рейтинг и распространить? Они, в общем, эту идею поддерживают. А ведь, если так разобраться, те вузы, которые я перечислил, в мире к ним почти как к Эрмитажу, к Третьяковке относятся, такой авторитет. Это национальная гордость России.
Что еще иногда мешает в работе? Очень уж большая заорганизованность, опека со стороны Министерства высшего образования и науки. Стандарты почти ежегодно меняются. Два-три года назад «стандарт номер два», потом «два плюс», потом «три», «три плюс», сейчас «три два плюса». Все время же нужно готовить кипу бумаг, а на самом деле мы готовим, мы должны аккредитовываться, государственные вузы должны это соблюдать.
Мастера сидят, все равно они по-своему учат, на основании своего опыта. Знаете, я с большим уважением отношусь к Министерству высшего образования, но нет у них педагогов со знанием балета, скрипки, театральной режиссуры, кинорежиссуры.
У Вас есть такой указ, и список утвержден – перечень федеральных государственных вузов, которые могут самостоятельно разрабатывать эти стандарты. Этот перечень начинается с МГУ и Бауманки, потом есть и военные. Я смотрю, в 2018 году даже железнодорожному МИИТу Вы доверили стандарт. Если бы ведущими вузами дополнить, мне кажется, это было бы справедливо, и нам помогло бы больше уделять внимания не оформлению бумаг, а все-таки, основываясь на традициях, развивать нашу педагогическую деятельность. Пожалуй, такого плана моменты, которые хотелось бы решить.
Не могу не сказать, что действительно в любом институте, высшем учебном заведении что гордость? Это профессорско-преподавательский состав и студенты. И то, и то у нас на высшем уровне.
И знаете, не сдержусь, скажу: как-то Александр Яковлевич Михайлов – наш руководитель мастерской – делал очередной набор на актерский факультет. И сдавала девочка из глубинки, из Сибири. Он спрашивал ее, а потом говорит: «Ладно, изобрази дерево, березку изобрази». Она подняла руки. Он: «Подул ветер». Она закачалась. Он: «Сильнее ветер, еще сильнее». Потом: «Буря». Она гнется. Он говорит: «Сломалась березка». А она говорит: «Мы – россияне, нас не сломаешь». (Смех.) Девочка была принята и хорошо закончила. Владимир Владимирович, пока мы будем сохранять национальное творческое российское образование, национальную культуру, национальное искусство, нас не сломаешь.
Спасибо.
В.Путин: Никто и не пытается, по-моему.
В.Малышев: Были попытки внедрить двухгодичную американскую школу. «Вы, мол, „дерево“, уже прошлый век». И так далее.
В.Путин: Понятно.
Владимир Сергеевич, что касается рейтингов, то, конечно, у творческих вузов есть своя специфика, причем она очевидная совершенно. Конечно, можно подумать и нужно подумать. Вообще рейтинги – это очень относительная вещь. Рейтинги западных вузов: в них и эндаументы включаются, и объемы учитываются и так далее. У нас по-другому все устроено. Здесь Владимир Ростиславович сидит напротив, слышит. Поэтому это непростая на самом деле будет история, но можно выступить инициаторами этого процесса. Первое.
Второе – что касается взаимоотношений с Министерством высшего образования и науки. Там нет, конечно, ни скрипачей, ни балетных. Но с чего исходили, когда принимали решение все погружать в одно ведомство? Должны быть какие-то общие стандарты, связанные с образованием, – вот о чем речь шла. Есть и плюсы здесь, есть и минусы, они тоже очевидные.
Что касается выработки своих собственных стандартов. Почему нет, если есть список?
В.Малышев: Можно включить в список?
В.Путин: Конечно, в этот список.
В.Малышев: Я поэтому к Вам обратился.
В.Путин: Включим, договорились. Это самое простое.
В.Малышев: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста.
Друзья, если что-то есть, пожалуйста? Владимир Ростиславович.
В.Мединский: Владимир Владимирович, ВГИК – это Всесоюзный государственный институт кино, и поэтому я хотел бы сказать несколько слов о последних шагах, о проблемах и задачах, которые стоят перед нами по государственной поддержке киноотрасли.
За последние годы, Вы знаете, отечественный кинорынок резко вырос, и доля отечественного кино выросла практически в два раза, количество зрителей российского кино также выросло более чем в два раза.
Ведь перед нами стояла какая задача? Во-первых, обеспечить прозрачность этого рынка, чтобы мы все знали, сколько зрителей смотрит какой из фильмов, и соответственно, чтобы деньги доходили до кинокомпаний. Вы перед нами ставили такое поручение в 2012 году, мы все сделали, у нас сейчас один из самых прозрачных кинорынков, и любой гражданин может прямо на экране своего телефона в режиме онлайн посмотреть, как катается фильм в кинотеатрах, с каким успехом (любой фильм) на территории Российской Федерации.
Но я хотел бы дополнительно к этому сейчас показать всем участникам впервые (такая небольшая сенсация отраслевая) новую систему прозрачности, которой, наверное, нет нигде в мире, и я боюсь, что, может быть, даже не во всех отраслях есть что-то подобное. Мы запускаем с понедельника, Владимир Владимирович, полностью прозрачную систему всей государственной поддержки киноотрасли. То есть каждый гражданин России, каждый блогер, каждый журналист сможет постоянно видеть, какой фильм сколько получил денег от государства, на каких условиях, кто за этим фильмом стоит, кто режиссер, выгодоприобретатель и продюсеры. И как этот фильм откатался в результате сбора в России, сбора за рубежом, международные призы, то есть какая эффективность государственной поддержки. Мы полностью открываем все карты.
Если можно, вгиковцы подготовили короткий минутный ролик, а потом я его, с Вашего позволения, прокомментирую. Включите, пожалуйста.
(Показ видеоролика.)
Владимир Сергеевич, дайте, пожалуйста, материалы Владимиру Владимировичу. Посмотрите, как это будет выглядеть сегодня. По каждому фильму, по каждому кинорежиссеру и продюсеру, который когда-либо получал госденьги, все прозрачно.
Какие критерии успеха? Не только кассовые сборы. Мы покажем кассовые сборы, например, фильма «Движение вверх». Международные сборы. Например, мультфильм «Снежная королева» – это самый успешный на сегодня российский мультфильм за рубежом, что хорошо. Это критерий при получении дальнейшей господдержки.
Далее награды и призы. Я привел пример, фильм «Аритмия». Его поддерживало Минкультуры. Он не только собрал в принципе неплохие деньги в прокате, а получил огромное количество призов. Или фильм «Довлатов» – такая же история успеха.
Говоря об «Оскаре», например. В прошлом году сразу три фильма при поддержке Министерства культуры номинировались в лонг-листе «Оскара» от трех разных государств. Один чисто наш фильм «Собибор», кстати, коммерчески успешный, затем фильм «Спитак» номинировался от Армении, хотя это производство России с небольшим армянским участием. Кстати, режиссера этого фильма я увидел справа, Александра. И российско-казахстанский фильм «Айка». Он, кстати, получил еще и приз в Каннах.
Далее мы смотрим дебюты. Это очень важно, Владимир Владимирович. Вы давали поручение, чтобы мы поддерживали дебютное кино. ВГИК молодцы: создали студенческую студию «ВГИК-Дебют», и каждый год эта студия получает господдержку, при этом успехи фильмов идут буквально по нарастающей от года к году. Последний фильм, который ВГИК выпустил, победил на «Кинотавре», успешно прокатался и получил, по-моему, еще главный приз в Карловых Варах.
Реплика: Да. «Бык».
В.Мединский: А это студенческое кино полнометражное.
Смотрим дальше, это дебюты, которые в производстве, с датами, размерами господдержки и так далее, в том числе, кстати, два фильма ВГИКа тоже в ближайшее время выйдут.
Довольно много идет успешных мультфильмов и мультфильмов в производстве, поскольку Вы видели кафедру мультипликаций. Есть и отрицательные примеры, мы здесь смотрим. Есть мультфильм «Суворовъ», например. Получал поддержку и Минкульта, и Фонда кино. Не вышел до сих пор. Пришлось из-за этого менять руководство киностудии.
Я плавно перехожу от неуспешных проектов к «доске позора», которая у нас будет в открытом доступе. Это фильмы, которые, получив государственные деньги, либо не вернули возвратную часть, либо вообще ничего не сняли. Также будут здесь пофамильно указаны те, кто к производству этих фильмов имеет какое отношение. Некоторые отдельные фамилии очень звучные, появятся с понедельника. Естественно, никто, кто в этом списке, никогда господдержки не получит до тех пор, пока не закончит свои отношения с государством и не вернет деньги. У меня обширная переписка с Генпрокуратурой. Мы находимся в плотном контакте.
В.Путин: Запугивает.
Юбилей сегодня.
В.Мединский: Владимир Владимирович, это те киножулики, которые дискредитируют отрасль и не дают эффективным продюсерам нормально работать. Эта абсолютно уникальная система в понедельник будет сделана.
Чтобы я хотел еще сказать? Она дисциплинирует всех, в первую очередь, кстати, самих чиновников, потому что чиновник должен будет объяснить общественности, почему он принимает то либо иное решение. Самая лучшая защита от подковерной договоренности – это полная прозрачность процесса.
Говоря о проблемах, которые у нас есть сегодня, я бы выделил только одну главную проблему, Владимир Владимирович, я о ней говорю не в первый раз. На сегодняшний момент 90 процентов прибыли продюсеры получают от возврата средств от кинопроката. Но мы с вами понимаем, что кинопрокат не может расти бесконечно, хотя у нас строятся, в том числе и при господдержке, новые кинотеатры, число их растет от года к году. Тем не менее все больше и больше кино уходит в интернет на стриминговые платформы. Создаются специальные кинокомпании в интернете, которые показывают с высочайшим качеством кино, и это новый большой рынок. Этот рынок у нас никогда в стране не поднимется, если мы решительно не поборем кинопиратство.
Начиная с 2013 года, Вы помните, неоднократно мы обращались, и Вы давали поручение разработать соответствующий законопроект. Он был разработан, тысячу раз модифицирован в Государственной Думе при лоббистских усилиях иных ведомств. Принят. Потом были приняты к нему поправки. И я тогда Вам говорил откровенно, и сейчас повторюсь, что в нынешнем виде законопроект этот не работает. И работать он не будет, потому что очень «мягкий». Интернет-пиратство уничтожает полностью рынок.
А что касается новых форм – появления стриминговых платформ, они вообще у нас никогда не разовьются, если есть кинопираты. Никакой Netflix в России никогда не появится. Пиратство должно быть разрушено самыми жесткими государственными мерами. При этом мы прекрасно понимаем, что это не должны быть усилия, направленные против наших отечественных операторов, ибо в первую очередь мы должны бороться с пиратством, защищая отечественное кино, бороться с теми пиратскими платформами, которые находятся за рубежом, и теми поисковыми зарубежными системами, которые дают ссылки на пиратский контент. Соответствующие предложения у нас есть, разработаны, мы находимся в постоянной дискуссии с Минкомсвязи, но без жестких политических указаний, без политической воли, Владимир Владимирович, мы не можем в одиночку довести эту борьбу до конца. Нам очень нужна Ваша поддержка, вся отрасль стоит за нас. Я еще одно письмо всех лидеров киноотрасли, адресованное в Администрацию Президента, Владимиру Ильичу, отдам сейчас, он его видел.
Со своей стороны точно так же, как мы сделали прозрачной систему, полностью доступную всем показа фильмов в кинотеатрах, мы считаем и сделаем такую же систему показа фильмов в интернете на всех легальных ресурсах. Каждый сможет посчитать, сколько раз его фильм и где показали, какую копейку за авторские права он должен с этого получить. Пока есть пиратство, ничего это работать не будет.
И в заключение хочется закончить на хорошей ноте. Владимир Владимирович, спасибо огромное, Вы приняли решение о выделении дополнительно миллиарда рублей ежегодно Фонду кино на поддержку детского, подросткового и анимационного кино. Мы в этом году запускаем большой новый конкурс, хотим, отталкиваясь от этого решения, создать действительно «золотую коллекцию» хорошего семейного, подросткового и детского кино, все условия у нас для этого есть: творцы есть, проекты есть очень интересные, и это дает нам огромный импульс для работы. Плюс к этому мы получили Ваше поручение вчера о создании государственной студии детского и юношеского кино, можно сказать, что мы его уже выполнили. Неделю назад буквально поменялось руководство киностудии имени Горького, мы вернем эту киностудию на рынок, создадим консорциум киностудии имени Горького совместно с Союзмультфильмом, и, поверьте, через пару лет мы будем этим проектом гордиться. Спасибо Вам большое за поддержку. Еще есть определенные предложения по подготовке студентов ВГИКа, но я не хочу отнимать хлеб у Владимира Сергеевича. Он лучше о них сам скажет.
В.Путин: Что касается прозрачности рынка, давно надо было сделать просто – вот и все.
По поводу пиратства. Вы передали это предложение? Все, будем работать там. Конечно, сопротивляющихся много, но я с Вами согласен, позиция абсолютно правильная.
Карен Георгиевич.
К.Шахназаров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые друзья!
Во-первых, от себя лично как выпускника ВГИКа и, наверное, от тех, кто здесь присутствует, педагогов и выпускников, хочу поблагодарить Владимира Сергеевича Малышева за то, что ему удается поддерживать ВГИК, судьба которого нам, всем выпускникам небезразлична, на, в общем, очень хорошем, мне кажется, уровне. Спасибо, Володя, тебе за это. Потому что ВГИК, конечно, в моей судьбе сыграл (я про себя говорю) принципиальную роль. В общем, в дальнейшем как сложилась моя творческая жизнь, – это, конечно, во многом благодаря тем знаниям, тому опыту, которые я получил во ВГИКе.
Но мне хотелось бы вот что еще добавить. Конечно, ВГИК дает и может дать только основу – основу знаний, которые потом необходимо совершенствовать уже на большом производстве. Должен сказать, что в мое время, в советское время, я советский кинорежиссер, в этом смысле надо сказать, что условия были достаточно неплохие для нас. 30 полнометражных дебютов делала страна, СССР каждый год, учитывая, что выпускников было гораздо меньше, это был ВГИК, сценарные режиссерские курсы, по-моему, киевская школа была, тбилисская, в целом и было порядка 40 выпускников. Можно сказать, что практически каждый выпускник ВГИКа, если у него была «пятерка» за диплом, это было важно, имел возможность сделать первую полнометражную картину, таким образом, конечно, получить огромный производственный опыт, который необходим для формирования вообще полноценного режиссера.
На мой взгляд, современные выпускники киношколы не имеют все-таки такой возможности. В этом, мне кажется, проблемы и в этом наши проблемы, потому что, на мой взгляд, одна из основных проблем российского кино – это недостаточное производство картин. Порядка 100 полнометражных картин в год мы делаем. Для Российской Федерации, мне кажется, это очень мало.
К примеру, французы с населением 60 миллионов делают 400 полнометражных картин. Поэтому учитывая важность кино, мне кажется, это важная тема, но это отдельная тема, как вообще расширять производство картин. В любом случае, если его расширять, нужны грамотные кадры. А готовить в кино можно только снимая кино. Поэтому определенные шаги в этом были сделаны. Было Ваше поручение, и определенные шаги были сделаны. Мне кажется, что то, что было сделано, еще недостаточно. Плюс к этому возник ряд проблем, которые необходимо преодолеть.
Например, современные дебютанты должны платить залог 1,5 миллиона рублей. Понятно, что для большинства молодых людей это не очень подъемно. Потом государство покрывает 70 процентов бюджета, 30 процентов студент, дебютант должен искать сам, что тоже весьма сложно, учитывая, что у человека нет имени, у человека нет связей, у большинства, во всяком случае, значит, это вопросы сложные для молодых людей.
Второй момент. Конечно, нет никакой поддержки короткометражных картин, анимационных дебютов, документальных дебютов. Мне кажется, что в этом смысле было бы логично, если бы государство… Я вообще большой сторонник в большой степени, если сказать так, внедрения рынка или серьезных элементов рынка в наш кинематограф, потому что кинематограф, хочешь, не хочешь, должен в большой степени ориентироваться на рыночную экономику. Но в отношении молодежи, мне кажется, надо все-таки точно и ясно гарантировать как минимум 20 дебютов. Средства должны выделяться безвозвратные, полностью покрывающие бюджет, и надо понимать, что в этом случае, конечно, есть определенный риск, что будет что-то получаться, что-то не получаться. Но надо понимать, что кино – такое дело, что если из 20 картин пять получится хорошего уровня – это уже будет большое дело, это значит, что мы получаем пять режиссеров, уже способных снимать и в дальнейшем стать хорошими мастерами. Поэтому я бы предложил в этом смысле каким-то образом снять эти ограничения и предложить, Владимир Владимирович, систему, при которой молодые дебютанты могли бы получать средства безвозвратные и без всяких условий, вот 1,5 миллиона, и полностью на картину.
Не знаю, где это сделать, как это сделать, это уже вопрос, наверно, не моей компетенции, хотя, мне кажется, что это должно быть в одних руках. В советское время было такое объединение «Дебют», которое занималось персонально молодыми режиссерами. И думаю, что в Совете таком, где это будет происходить, обязательно должны быть прежде всего представлены мастера ВГИКа среди экспертов, которые определяют. Они лучше знают своих студентов, они лучше понимают, кто и как работает. И конечно, их слово должно быть принципиальным.
Второй момент, который связан с этой темой. Возможно, я уже не знаю, но если речь идет о каких-то средствах, хотя я думаю, что это не такие большие средства в масштабе государства, сегодня, насколько я помню, там порядка 30 миллионов выделяется.
Реплика: 25.
К.Шахназаров: 25 – это тоже недостаточно. На самом деле надо понимать, какая ситуация на рынке. Мне кажется, надо выделять как минимум миллионов 35–40, для того чтобы получить качественный продукт. Ну, ладно, это уже второй момент.
Теперь вопрос о средствах, он примыкает. Мы в Фонде кино рассматривали недавно вопрос, вы знаете, была программа по внедрению кинозалов в бывшие дома культуры. Государство выделяет порядка 1 миллиарда рублей на оснащение, переоснащение этих кинозалов в отдаленных городках, небольших поселках. Около 900, насколько мне известно, таких уже переоснащено кинозалов. Но вот мы рассматривали этот вопрос, и выяснилось, что с эффективностью, с тем, как они работают, серьезные проблемы.
Это, конечно, связано, прежде всего, с тем, что большие кинопрокатные компании не хотят давать туда кино, понятно, что где-нибудь в каком-нибудь городке это нерентабельно. То есть у них еще правило – 50 процентов отечественного кино, но что они делают? Они обращаются к нам на Мосфильм, я каждый день подписываю по 40–50 писем, разрешающих показ старых советских фильмов. Дело, конечно, хорошее, но в принципе, в общем-то, нельзя на этом основывать какую-то политику, постоянно нужен приток каких-то свежих картин и свежей крови, как говорится.
Поэтому у нас в кинофонде на Совете возникла мысль создать какое-то подразделение, которое бы занималось прокатом непосредственно для этих вновь созданных кинотеатров, вернее, клубов, и каким-то образом попытаться, в общем, оживить эту деятельность. Но мы не знаем, насколько вообще, как это все будет действовать, поэтому у нас было предложение пока на 2020 год приостановить дальнейшее оснащение – там порядка миллиарда рублей, и, в общем, может быть, возможно, какую-то часть этих средств как раз потратить. Потому что есть опасность, что опять это мы потратим, государство потратит средства – непонятно, как это все еще будет работать. И, может быть, как раз какую-то часть этих средств потратить на дебютантов, дать возможность дебютантам работать, каким-то образом увеличить количество дебютов. Может быть, это в какой-то степени как раз компенсирует ту нехватку средств, которая есть. Мне кажется, это необходимо делать.
И последнее, о чем хотелось сказать. Я должен сказать, что наш министр высказал, на мой взгляд, достаточно революционные идеи, но, как говорится, весьма назревшие, потому что революции все-таки случаются тогда, когда они назревают. Мне кажется, конечно, вопрос борьбы с пиратством – это вопрос актуальнейший, потому что сегодня все больше кино уходит в интернет.
«Мосфильм» открыл на канале Youtube свой кинотеатр. У нас больше 300 миллионов просмотров в год. Это колоссальная цифра. Причем огромное число просмотров из-за рубежа. Конечно, «пираты» являются просто бичом для нашего кинематографа. Конечно, эта идея открытости и системы, когда можно будет наблюдать, как работает кинематограф тоже, на мой взгляд, весьма актуально. Поэтому, в общем, с моей стороны, это очень правильные направления, в которых следует работать.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Первый вопрос к Владимиру Ростиславовичу. Сколько стоит снять ограничения с дебютантов? 1,5 миллиона и 30 процентов – это сколько?
В.Мединский: Победитель дебютного конкурса получает 25 миллионов рублей, это очень большие деньги. В советские годы финансировали большее количество дебютов действительно, ну и суммы были совсем другие.
В.Путин: Цены были другие.
В.Мединский: Совсем другие суммы были, а это, по сути, как коммерческому кино мы даем деньги.
Проблема в другом. В этом году мы выставили на тендер 10 лотов, сказали, что готовы поддержать 10 дебютов большими суммами по 25 миллионов. Знаете, какой конкурс был, Владимир Владимирович? 17 заявок пришло. Комиссия, составленная из профессионалов, с трудом выбрала три фильма из 17 заявок. Поэтому в данном случае мы готовы поддерживать, главное, чтобы приходили качественные заявки. А так, если поддержат плохое кино ради количества, мы можем по 2 миллиона рублей, по полтора раздать хоть на сотни фильмов.
В.Путин: Так, может быть, меньше этих качественных заявок? Имею в виду, что у людей нет возможности обеспечить свое финансовое участие, вот ведь о чем сказал Карен Георгиевич.
В.Мединский: Я понял, да. По поводу залога – да. В данном случае ведь заявку подает не студент, не дебютант, заявку подает какая-то кинокомпания, юридическое лицо.
В.Путин: И что? Это юридическое лицо может просто не давать деньги молодому, неизвестному автору.
В.Мединский: Мы можем это правило рассмотреть.
В.Путин: Посмотрите, конечно.
В.Мединский: Да, мы рассмотрим это правило в сторону понижения в части дебютов.
В.Путин: Я думаю, что Карен Георгиевич прав.
В.Толстой: Я знаю конкретный пример: парень из Красноярска, выпускник мастерской Хотиненко не смог. У него очень талантливый сценарий, я его читал, ему никто не дал эти 1,5 миллиона, он их не нашел.
В.Путин: Карен Георгиевич про это и говорит.
В.Толстой: И потом 30 процентов нужно привлечь, помимо этих 70-ти. Молодому парню из глубинки это просто нереально абсолютно.
В.Путин: Я поэтому и спрашиваю у Владимира Ростиславовича: а сколько это стоит? Эти 30 процентов и залог? Если добавить и сделать беззалоговое участие.
В.Мединский: Мы можем для дебютантов сделать символический залог.
Что касается 30 процентов, Владимир Владимирович, если говорить откровенно, то значительное количество фильмов снимается в рамках полностью тех денег, которые мы даем. А эти 30 процентов иногда привлекаются, а иногда не привлекаются, они просто бюджет изначально расписывают на большую сумму.
Во-вторых, еще раз, это же большое кино, коллеги. Это большое кино. 40 миллионов – это хороший коммерческий фильм. Поэтому мы можем сделать отдельное, Владимир Владимирович, правило для дебютантов с меньшими суммами с более легкими условиями для входа.
В.Путин: Нужно сделать.
В.Мединский: Давайте.
В.Путин: Сделайте тогда.
В.Мединский: Хорошо.
В.Путин: Что касается миллиарда на оснащение кинотеатров на периферии. Карен Георгиевич, можно, конечно, этот миллиард не тратить на эти цели, но и на другие вам не дадут их истратить, потому что существуют бюджетные правила. Просто «зависнут» эти деньги и никуда не попадут. А если не будут истрачены, значит, в следующем году (а год заканчивается) будут возвращены в бюджет. Это первое.
Второе. Вы сказали, что есть проблемы с контентом, что там «катать». Это другой вопрос. Это не значит, что кинотеатры не нужно оснащать на периферии. Если мы не будем оснащать, там и невозможно будет ничего катать. Понимаете, если мы прекратим работать с периферией, и у людей не будет возможности там, просто технической возможности ничего смотреть, это просто уйдет из головы даже, об этом никто вспоминать не будет. А если мы будем оснащать технически, думать о том, а чем же там наполнять, то решение так или иначе все-таки будет приходить. Поэтому я бы не стал принимать этого решения. Если уж деньги выделены, мне кажется, нужно их использовать.
К.Шахназаров: Я имел в виду не то, что вообще не делать, я имел в виду как бы приостановить, попробовать каким-то образом насытить, чтобы это все работало, потому что во многих случаях это просто сегодня не работает.
В.Путин: Сегодня приостановите, а завтра вам дадут денег меньше на ту сумму, на которую вы приост