26.07.2019

Опубликовано: www.tvkultura.ru 26.07.2019 / 09:35 

«Удобное мешает искусству, - говорил Шукшин. - Хочешь быть мастером, макай перо в правду, ничем другим больше не удивишь». Историк кино Валерий Фомин был на съёмках нескольких картин Шукшина. Он помнит, как создавалась знаменитая «Калина красная», и чего стоила автору эта работа:

«Основное впечатление, с чем я мог бы сравнить, я видел, когда там мужики в деревне работали на пашне, упираясь, вот, точно такое же у меня было ощущение, когда я был на «Калине Красной». Он сам сценарий написал и режиссировал. У него было буквально два-три помощника, которые действительно работали по-настоящему. И это был просто адский труд, потому что кроме самих непосредственно съемок он же должен был организовывать всю работу. Каждый день выезд на какой-нибудь новый объект. Мы в Белозерске когда были, вечером гуляли, разговаривали с оператором Анатолием Заболоцким, в окне у Шукшина до утра свет горел. То, что он делал и, в итоге выброс этого колоссальной энергии - тут же воплощалось в какой-нибудь прекрасно снятый дубль, который просто прошибал.

Я был очевидцем съемки, где Егор Прокудин возвращается к матери, которую он бросил когда-то и столько лет. Я вот стоял в двух или пяти метрах. Он так играл! Он так это все сделал, что я потерял ощущение, что я на съемках. Просто у меня вылетело из головы. Я думал он сейчас умрет, потому что был такой накал эмоций, такое напряжение. А вот когда снимали уже смерть, это я не видел, но рассказывали, что женщина-декоратор, которая кровь делала искусственную, вот, да, намазывать там, по рубашке, она у нее стекает, вот. Они кровь эту делали, и когда снимали, они были там, они плакали просто все. Потому что это никакое не кино было. Это что-то невероятное было. Вот. От его игры, от его исполнения».