Кинофестиваль «Победили вместе» раздал призы

В Севастополе завершился XV Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе». 

Кинофестиваль «Победили вместе» раздал призы

23.05.2019

Опубликовано: www.unikino.ru / 22 мая 2019 года / Автор: Елена Ульянова / Фото: Ларисы Кудрявцевой

Кинофестиваль «Победили вместе» начался на лирически-ностальгической ноте песней из кинофильма «Добровольцы» и завершился на победно-бравурной – салютом над Артиллерийской бухтой.

Неделя напряженной работы, около сотни просмотренных фильмов, мастер-классы, Питчинг, Международный форум, посвященный Второй мировой и Великой Отечественной, пресс-конференции и дополнительные показы, порой завершавшиеся далеко за полночь.

Начался фестиваль с вручения особого приза «За выдающийся вклад в документальное кино» мэтру отечественной документалистики Виктору Петровичу Лисаковичу. Поблагодарив за признание, режиссер сказал, что ему отрадно находиться на этом киносмотре, встречаться с коллегами, смотреть фильмы и обсуждать их.

Конкурс в этом году был обширным – тридцать пять стран, тридцать восемь регионов России, около ста фильмов в конкурсной и внеконкурсной программе (а прислано было свыше пятисот), недаром фестиваль пятнадцатый, юбилейный.

Каждый конкурс судило свое жюри, и в каждом присуждались награды лучшему фильму, режиссеру, оператору, спецпризы и дипломы.

В Международном конкурсе лучшим полнометражным стал фильм «Сербка» хорватского режиссера Небойши Слиепчевича о том, куда может завести ненависть и неконтролируемая агрессия, и как вернуть людям способность здраво мыслить и относиться друг к другу по-человечески. В коротком метре победил фильм «Две казни маршала», автор которого румынский режиссер Раду Жуде пытается вместе с нами понять, каким был в действительности маршал Антонеску, и за что его казнили.

Гран-При удостоена лента режиссера из Грузии Вахтанга Кунцева-Габашвили «Прозрачный мир». Трогательная история юноши, вернее даже, молодого мужчины с особенностями психологического развития, которому отец помогает найти в жизни место и дело. Жюри так же отметило работу оператора фильма «Отец Байкал» Юрия Ермолина, который потрясающе передал в кадре природу этого края и скульптурных работ Даши Намдакова.

В национальном конкурсе, который впервые включен в программу фестиваля, первый приз получила картина «Своя республика» режиссера Алены Полуниной. Фильм о Донбассе, об одном из воинских подразделений легендарного батальона «Восток». Семь дней существования между войной и миром, между надеждой и тоской, между летним маревом и осенней распутицей. Не зря лента удостоена приза имени Владислава Микоши – фронтового оператора Великой Отечественной, снимавшего в осажденном Севастополе.

Приз за лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана достался картине Наталии Гугуевой «Свидетели любви». Приз за лучшую операторскую работу получил фильм Светланы Быченко «Последние Робинзоны Охотского моря», в которой она и второй оператор картины Валентин Миронов рассказывают зрителю истории о суровых, труднодоступных местах и людях, способных здесь жить. Такой же приз имени Анатолия Головни получил оператор картины «Судьба» режиссера Татьяны Гагиной Игорь Красовский. Это фильм о судьбе греческой диаспоры в Крыму, судьбе сложной и порой трагичной, о самом полуострове, его удивительной природе и замечательных людях. Символично, что Татьяна Гагина с этой историей выиграла прошлогодний Питчинг, а в нынешнем вместе с Евгением Чеширко пришла с новой историей «Жизнь в раю», которой тоже помогут осуществиться на экране. «Судьба» – первая режиссерская работа Гагиной, и операторское мастерство Красовского невероятно украсило картину. Глубокое море, бескрайние поля маков, как не влюбиться в такую красоту? А кони? Когда лошадь на крупном плане моргает глазом, это невероятно трогательно и одновременно сказочно. Вообще об изобразительном ряде фильма можно написать целую большую статью, разбирая буквально каждый кадр.

Фильм удостоен специального диплома жюри.

Еще один спецприз – у картины «Корабли Крымской весны», режиссера Марии Раздорской. Это фильм о том, как по-живому разрывали Черноморский флот, о людях и судьбах.

В телевизионном конкурсе приз имени Джеммы Фирсовой за лучший фильм на социально-философскую тему достался ленте «История Молдовы» Натальи Анисимовой и Елены Пахомовой. Приз программы «Военная тайна» за лучший фильм, посвященный отечественной истории, получила работа московских авторов Екатерины Толдоновой и Геннадия Каюмова «Солдаты спорта». Приза имени Святослава Бэлзы за лучший телефильм о культуре удостоен автор и режиссер Владимир Сидоренко за ленту «Экспозиция войны». Лучшим телефильмом-портретом названа прекрасная работа Андрея Судиловского «Дмитрий Менделеев. Заветные мысли», а лучшим телесериалом стал «Мой век» чешского режиссера Теодоры Ремундовой. Приз за лучший документальный телефильм отправился в Санкт-Петербург, его получил Иннокентий Иванов за картину «Несломленный нарком» об адмирале флота Николае Кузнецове. Это награждение вызвало в зале овации легендарному Наркому, что неудивительно, потому что Севастополь – по меткому слову генерального директора фестиваля Валерия Рузина – морская столица России, и здесь как ни в каком другом месте помнят и чтут легендарного адмирала Кузнецова.

Жюри телеконкурса вручило также дипломы «За важность темы и восстановление исторической правды» режиссерам Ефиму Резникову и Михаилу Кузовенкову из Москвы, минчанке Людмиле Клинцовой и Наталье Голубь из Приднестровья.

Уже второй год на фестивале проводится Международный конкурс киношкол. Лучшим фильмом здесь названа работа Артура Саакяна из Армении «С ветром» – о моряках и рыболовах, вернее, о женщине, работающей наравне с мужчинами в рыболовной артели и каждый день выходящей в море навстречу ветру и волнам. Лучшим режиссером стала Лучия Кашова, Словакия – фильм «Конкретные времена» – философская притча о людях и современном мире. Специальный приз с потрясающей формулировкой «Фильму, открывающему много дверей», получила картина «Ничего личного» Евгения Милых. В самом деле один из героев фильма может открыть любую дверь, но режиссерский посыл, как и приз – не об этом. Речь идет о дверях наших душ, о жизни и смерти, о том, насколько наши поступки приближают нас к Богу или отдаляют от него. Диплома фестиваля также удостоена работа режиссера Берика Жаханова из Казахстана «Наследие предков».

На фестивале прошли дни греческого, турецкого и китайского кино. Фильмы этих программ отмечены специальными дипломами фестиваля.

В рамках кинофестиваля прошел также Первый Международный общественный форум, посвященный сохранению памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Он был организован вместе с Ассамблеей народов Евразии, Евразийской академией телевидения и радио и Ассоциацией исследователей российского общества. По итогам двух дней заседаний была принята резолюция, в которой, в частности, было решено проводить Форум в рамках фестиваля «Победили вместе» ежегодно.

На кинофестивале прошел также Питчинг сценариев игровых и документальных работ по двум темам – Крым и Победа. Лучшим игровым полнометражным проектом признан «Двойной Форсаж» Наталии Гугуевой, в коротком метре победил Гарник Аразян и его «Корабль». В документальном жанре победа досталась проекту «Полевые корреспонденты» Абдулы Бечедова из Дагестана, Емельяновой Елене – «Лоскутное поле мира, или мама Римма» и Васильевой Ирине с ее исторической разработкой «Хождение Кутузова за море». Специальный приз получила работа «Вклад армян в Великую Отечественную войну» Акопа Каранфиляна, Армине Авдалян и Людмилы Бакеевой.

В рамках Питчинга прошли продюсерский, режиссерский и сценарный мастер-классы, а также мастер-класс по работе со звуком и по работе редактора в кино и на телевидении.


Материалы по теме