Опубликовано: www.tvkultura.ru / 21.02.2019 / 19:54
Бумага все стерпит. Первые костюмы студенты художественного факультета ВГИКа делают из крафта. Так проще исправлять ошибки. Законы, применимые в пошиве повседневной и модной одежды, часто не работают в кино.
Преподаватели готовы прийти на помощь в любой момент. Ни конспекты, ни учебники тут не помогут.
«Самое главное для будущего и начинающего художника - это ни в коем случае не терять энергетику свою собственную. Потому что на ней строится художник», - рассказала преподаватель, доцент Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Ирина Лунина.
На заре кинематографа режиссеры сами работали и над композицией кадра, и над будущим изобразительным решением фильма. Художественный факультет во ВГИКе появился лишь в 1938 году, почти через 20 лет после открытия главного киновуза страны. Традиции школы академического рисунка здесь дополнили мастерством художников-постановщиков, художников по костюмам и основами мультипликации.
«Мы набираем небольшое количество студентов, это всего на три мастерские по пять человек, это пятнадцать человек», - отметил декан художественного факультета Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Валерий Архипов.
И к каждому на факультете - индивидуальный подход. Художники-постановщики первыми переводят замысел режиссера и сценариста на язык визуальных образов. Студенты начальных курсов развивают свои навыки работы с пространством «по старинке»- учатся создавать макеты будущих декораций буквально из подручных материалов.
«Один известный режиссер писал, что фильм рождается на монтажном столе, для нас фильм рождается не на монтажном столе, а на столе обычном», - рассказал преподаватель, доцент Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Владимир Голубев.
В учебных павильонах уже не макеты, а настоящие декорации. Идет работа над экранизацией романа Бориса Васильева «В списках не значился». Перед студентами-художниками стоит задача - создать заброшенную русскую избу. Для этого им пришлось поработать в архивах и пересмотреть не один час военной хроники. Требований много, это не только правдоподобно воссозданное место действия и среда, но и фактура.
«В конце - самое интересное, это когда мы начинаем работать с деталями, когда делаешь трещины, изъяны», - отметил студентка Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Элиза Колачян.
Современные технологии упрощают работу художника, но без предварительной подготовки освоить их сложно. «Основа мультдвижения» - обязательная часть образовательной программы художников-мультипликаторов. Студенты учатся рассчитывать все фазы движения анимационных персонажей. Проверить результат можно на экране или за таким вот столом, за которым учились мультипликаторы в 60-е. Можно попробовать свои силы и в создании мимики персонажей с помощью одного лишь зеркала.
«Нужна эмоция - открыл, изобразил, оскалился. Сделал все, чтобы соответствовало тому, что ты хочешь на бумажке изобразить», - рассказал преподаватель Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Алексей Штыхин.
За 80 лет работы здесь появились свои собственные традиции. Одна из них - регулярный выезд на природу. Студенты и преподаватели объездили страну от Калининграда до Магадана, от Мурманска до Краснодара. Изучают не только натуру, но и естественный свет, который меняется в зависимости от региона. Такие поездки, шутит декан факультета, - главный экзамен на профпригодность: ведь в них проверяются не только художественные способности, но и человеческие качества.
«Вот это вот общение, оно после института не перестает, оно остается на долгие годы. Вот это мне кажется очень важным моментом, потому что в эту семью художники со стороны не попадают», - рассказал декан художественного факультета Всероссийского института кинематографии имени Герасимова Валерий Архипов.
Стать частью этой семьи сегодня так же почетно, как и 80 лет назад.