29.12.2018

Опубликовано: www.tvkultura.ru 29.12.2018 | 15:50. Фотографии: страница Музея кино в facebook.

«Кабинет Сергея Эйзенштейна» с сегодняшнего дня открыт для широкой публики. Мемориальная экспозиция расположилась на третьем этаже Музея кино на ВДНХ. Там собраны личные вещи, книги, мебель и произведения искусства, которые сам Эйзенштейн называл «проекцией своего сознания». Репортаж Станислава Анисимова.

Копия гравюры Фламмариона когда-то украшала квартиру Сергея Эйзенштейна. Сегодня она открывает мемориальную экспозицию, посвященную режиссеру. Работы по ее монтажу закончились буквально в день открытия.

«Уважающий себя куратор ночует в последнюю ночь на экспозиции, но, на самом деле, просто все волшебники. А почему волшебники? Потому что работать умеют. У Эйзенштейна высшая похвала была: умеешь работать», ‒ рассказала хранитель научно-мемориального кабинета С. Эйзенштейна в Музее Кино Вера Румянцева. 

Две комнаты посвящены родителям режиссера. Михаил Осипович Эйзенштейн был рижским городским архитектором. Дома, которые он проектировал, в основном были фисташкового цвета. Мать была родом из Петербурга. Ее комната ‒ персиковая. Квартира самого Сергея Михайловича ‒ это рабочий кабинет, библиотека и спальня. Все цвета оригинальные, такими же были стены в его комнатах. Специалисты утверждают для 30-х годов XX века это было смелое решение. На потолке ‒ круги. Сам режиссер говорил, что это ‒ мишень для плевков. Но визуально они создают эффект храмового купола.

«Зрители, когда попадают внутрь этого пространства, они оказываются как бы под куполом, они оказываются в коконе», ‒ говорит художник Анна Колейчук. 

Фото: страница Музея кино в facebook.

Монтаж стилей и эпох. Мебель и произведения искусства он привозил из заграничных поездок. Прежде чем поместить их в постоянную экспозицию, все предметы отреставрировали. Книги режиссер собирал всю жизнь, расставлял на полках в соответствии со смыслом и значением, которые он в них вкладывал. Библия стояла рядом с работой Станиславского.

«Нельзя восстановить порядок, потому что полок меньше. Хочешь показать широту интересов Сергея Михайловича, поэтому набираешь книги по разным темам: психология, первобытное общество, история искусств», ‒ пояснила Вера Румянцева. 

Собственную квартиру Эйзенштейн получил в 35-м году в доме инженерно-технических работников на Потылихе. После смерти режиссера жилплощадь передали главному бухгалтеру «Мосфильма», а вскоре дом и вовсе снесли. Вещи Эйзенштейна сначала хранились у родителей его вдовы Перы Аташевой на Гоголевском. В 62-м году были перевезены в двухкомнатную квартиру на Смоленской.

Фото: страница Музея кино в facebook.

«В этой квартире они были размещены, как на складе, я бы не хотела употреблять это слово. Из-за очень маленького объема квартиры представить эти вещи так, чтобы они создавали определенное настроение, было невозможно», ‒ говорит директор Музея кино Лариса Солоницына. 

В Музее кино экспозиция открыта для всех желающих. Ее можно будет посетить в сопровождении экскурсовода или индивидуально, с планшетом. Экспонаты оцифрованы, есть возможность рассмотреть все детали и прочитать комментарии специалистов музея.

«Надеюсь, что-то изменится и в наших делах, и в кино вообще. Я уверен, что Сергей Михайлович мистическое влияние на отечественный кинематограф продолжает оказывать», ‒ подчеркнул актер, режиссер Александр Басов. 

Сейчас продолжается работа по оцифровке книг и материалов из мемориального кабинета Эйзенштейна. Со временем они станут доступны и для посетителей музея, и для ученых, которые продолжат разгадывать загадки одного из крупнейших кинорежиссеров XX века.


Материалы по теме