Фото: кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер».
В Москве выходит в повторный прокат отреставрированный фильм «Сталкер» — фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
В фильме снимались Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих и Николай Гринько. Картина получила приз экуменического жюри в 1980 году на Каннском кинофестивале.
Отреставрированная версия «Сталкера» выпущена в прокат Синематекой журнала «Искусство кино» при поддержке ФГУП киноконцерна «Мосфильм» и впервые была показана в специальной программе «Венецианская классика» 73-го Венецианского международного кинофестиваля.
Опубликовано: www.tarkovskiy.su
По поводу роли Тарковский рассказывал, только то, что мне надо делать, про сюжет вкратце...
Он все время говорил, что у меня глаза выразительные и глубокие. Насколько я это понимала (мне было 7 лет), своих актеров он подбирал к тому или иному сюжету по глазам; говорил, что только глаза могут передать... Он при этом держал правую руку возле губ… и как-то их теребил… Если это происходило, мне казалось, что он о чем-то задумался; у него взгляд менялся: то уходил в глубь, а то резко глаза загорались, и он доносил до народа о своем решении…
Меня называл Натали, а не Наташей. …
И задумчивый вид Тарковского тоже помню: не так ... не то... заново...
____________
По сценарию я должна была в финале сидеть на кровати и расчесывать волосы, смотря на стену, но я подстриглась (под мальчика). Этот парикмахер привел в шок первую Марию Чугунову (ассистент режиссера; помню ее, как вчера: она меня везде с собой водила за руку)...
Затем Тарковского...
А когда мне обрили лоб, то и меня! У А. Кайдановского широкий лоб... меня под него…
У М. Чугуновой[1] были неприятности: мне и парики мерили (костюмер Нелли Фомина вместе с М. Чугуновой, по распоряжению А. Тарковского), но они были большие. Меня к Тарковскому домой возили (помню там собаку овчарку, очень красивую), думали, как выйти из этой ситуации; и других девочек на пробы приглашали, но А.Т. ни про кого слушать не хотел, сказал, что только я…
Его слова:
— Найдите платок… или что-нибудь на голову — и продолжим.
И после этого мне обрили лоб и одели платок...
А т.к. расчесывать было уже нечего — сделали сцену со стаканом.
Пошли в ход колготки Л. Тарковской… там нитки нужны были – для передвижения стаканов…
Насчет последней сцены помню: снимали по ночам, дубли были, то я посмотрю не туда, то стакан не так ехал и т. д. Измученный ребенок: съемки ночью и не по одному дублю — из-за того, что моргнула, по сценарию должно быть без моргания, но под столом сидели люди и двигали стаканы, а рядом стояла Лариса Тарковская[2], и они переговаривались.... Мне же интересно и я постоянно отвлекалась…
Книга на немецком языке, я пыталась ее перевернуть (мне ее дали вверх ногами), но мне сказали — не отвлекаться...
Я не озвучивала, это не мой голос. Тембр выше... и тише... Мне показалось, что это не ребенок, а взрослый, косивший под ребенка...
______________
С А.Б. Фрейндлих сцена была (уход Сталкера в Зону) – один дубль, она так вошла в роль, что ей даже после этого вся съемочная группа аплодировала.
______________
Почему-то вспомнилось одно недоразумение. Кайдановский купил машину, а съемки были полночи, костюмер ушла... Ему пришлось ехать, в чем был... На следующий день на съемочной площадке не появился… Его искали и нашли в отделении милиции; сказали, что бомж украл машину... А.Тарковский за ним ездил, забирал.
______________
Есть фото, сделанное самим А.А. Тарковским: я у Кайдановского на плечах. Это съемки на территории больницы им. Кащенко. Я очень боялась, что он меня уронит, было скользко... Но он сказал, что я похожа на его жену (Е. Симонову), не должен уронить; мне стало смешно, и наверно поэтому все получилось спокойно. А на заборе сидели больные и внимательно за всем наблюдали...
Литературная запись Г. Кремнева
_________________________________
1. М. Чугунова — выпускница киноведческого факультета ВГИК (мастерская Р. Юренева). Работала ассисстентом режиссера на фильмах Андрея Тарковского «Солярис». «Зеркало» и «Сталкер». Занимается литературным архивом Андрея Тарковского, публикацией наследства.
2. Тарковская (Егоркина, в первом браке Кизилова) Лариса Павловна (15 апреля 1938 — 19 февраля 1998, Париж), актриса. Летом 1970 года вышла замуж за Андрея Тарковского.