08.04.2018

Показ фильма «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА!» (84 мин., режиссёры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, «Мосфильм», 1932, 1978 гг.) в Малом зале Дома кино.


О фильме

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА!» (Que viva México!)

Режиссеры и авторы сценария:
Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров
Оператор: Эдуард Тиссэ
Композитор: Юрий Якушев
ПроизводствоМосфильм
Год: 1932, 1978

Кадр из фильма «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЕКСИКА!» (Que viva México!).
Во время пребывания в Голливуде Сергею Эйзенштейну и его группе (помощнику Г. Александрову и оператору Э. Тиссэ) американские и мексиканские друзья предложили снять полнометражный фильм о Мексике.
Фильм был задуман как широкое полотно о жизни Мексики, показанной в разные эпохи, при различном социальном строе, о прошлом и настоящем: доколумбова Мексика, экзальтированная "испанская" Мексика, трагичная Мексика диктатуры Диаса, Мексика восставшая и новая Мексика - таков был размах этого замысла. Картина получила название «Да здравствует Мексика!» Эйзенштейн формулировал идею фильма так: «Que viva Mexico! — это история смен культуры, данная не по вертикали — в годах и столетиях, а по горизонтали — в порядке географического сожительства разнообразнейших стадий культуры рядом, чем так удивительна Мексика, знающая провинции господства матриархата (Техуантепек) рядом с провинциями почти достигнутого в революции десятых годов коммунизма (Юкатан, программа Сапаты и т. д.)»
Но съёмки фильма были прерваны. Эйзенштейн вернулся в Москву, так и не увидев всего отснятого материала, который был направлен для проявки в Голливуд, но не был возвращён. Долгие десятилетия эти кадры хранились в Америке. Всего было отснято 75 тысяч метров плёнки, из которых впоследствии было смонтировано несколько американских фильмов о Мексике.
Только после того, как Госфильмофонд СССР выкупил эти плёнки, уже без участия Эйзенштейна, но по его замыслу и материалам Г. Александровым был сделан монтаж.
Кинокартина имела большой успех и была признана одним из шедевров мирового кинематографа. В 1979 году ей присудили Почётную золотую премию Московского международного кинофестиваля.

О режиссёре

Эйзенштейн Сергей Михайлович (10 (22).01.1898, Рига — 11.02.1948, Москва) - выдающийся советский кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939), лауреат Сталинских премий (1941, 1946).
В начале 1920-х два года был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Мейерхольда. С. Эйзенштейн, занимаясь театральными постановками, разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой.
В 1924 Сергей Эйзенштейн перешел работать в кино. В 1925, совместно со своими учениками Григорием Александровым, Максимом Штраухом, Иваном Пырьевым, выпустил первый фильм "Стачка". В том же году, за рекордно короткие сроки (съемки и монтаж заняли три месяца) был выпущен фильм "Броненосец "Потемкин".
Поиски современного кинематографического языка, открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса режиссёр осуществлял в серии историко-революционных картин. С. Эйзенштейн добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности.
В 1930-х годы работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике. После патриотической картины «Александр Невский» (1938) Эйзенштейн снять фильм «Иван Грозный», который вызвал резкую критику ЦК КПСС за искажение русской истории и образов ее деятелей.
Свой творческий опыт Эйзенштейн осмыслил в ряде теоретических работ.

Вечер ведёт киновед Ирина Гращенкова.


Организаторы:
Московский клуб документального кино имени Джеммы Фирмовой и Владислава Микоши, Союз кинематографистов России

Вход свободный.

Адрес:
ул. Васильевская, д. 13, метро «Белорусская» или «Маяковская»

Источник
https://doc-kino-club.livejournal.com/

Страница мероприятия в facebook