Круглый стол «ПАМЯТИ ИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА» в рамках ММКФ прошел в Москве

Памятник фронтовому кинооператору Великой Отечественной войны: фигуративный образ или обезличенный образ?

26.06.2017

К история вопроса установки памятника фронтовым кинооператорам Великой Отечественной войны

В Союз кинематографистов России поступило предложение от Российского военно-исторического общества (РВИО) о создании обелиска, на котором будут высечены имена всех фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. Памятник фронтовым кинооператорам планировалось установить к 75-летию начала Великой Отечественной войны и Битвы под Москвой.

23 марта 2016 года прошло заседание творческого совета РВИО, председателем которого является кинорежиссёр, Народный артист РСФСР Кончаловский А.С., посвященное созданию объектов монументального искусства. Техническое задание для объявления конкурса на лучшее архитектурно-художественное решение озвучил президент Гильдии кинооператоров России Клебанов И.С.. Предложение Клебанова было поддержано членами Совета. Предполагаемое место установки памятника (это должен быть камень, обмотанный киноплёнкой) — в сквере у здания Союза кинематографистов России (г. Москва, ул. Васильевская, д. 13).

Сквер у здания Союза кинематографистов России. Вероятно, в полиэтилене - это постамент... Москва, 9 января 2017 года. Фото: https://www.facebook.com/groups/2011.csdf/?fref=ts

В период с 14 июля по 01 августа 2016 года РВИО объявило закрытый конкурс на создание памятника малой архитектурной формы (высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра).

По сообщению источника в РВИО, в закрытом конкурсе приняли участие —  государственная творческая организация Министерства обороны Российской Федерации Студия военных художников имени М. Б. Грекова и Архитектурно-художественная мастерская С.А. Щербакова.

Московский клуб документального кино имени Микоши, "Фонд полководцев Победы" (Э.Г. Жукова, Н.Р. Малиновская и др.), "Фонд содействия национальным проектам" (лётчик-космонавт И.П. Волков), Международный военно-мемориальный центр "Возвращённые имена" обратились за поддержкой фигуративного скульптурного решения памятника — ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ НА ВОЙНЕ — в "Бессмертный полк", мэрию Москвы, РВИО. 
Единственный из ныне живущих фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны Борис Александрович Соколов, родственники фронтовых кинооператоров поддержали идею фигуративного решения памятника. Сопредседатель ООД "Бессмертный полк", сын кинооператора, фронтовика Георгия ЗемцоваНиколай Земцов добился отмены закрытого конкурса.

13 октября 2016 года на заседании Комиссии по монументальному искусству при Московской городской Думе был рассмотрен вопрос «О возведении скульптурной композиции фронтовому оператору»: «Российское военно-историческое общество предлагает в Год кино (2016) установить скульптурную композицию фронтовому оператору в сквере около Центрального дома кинематографистов на улице Васильевская между домами 13 и 7. Муниципальное Собрание Пресненского района не против. Однако, по мнению специалистов Москомархитектуры, данная установка требует дополнительных согласований». 

В период с 24 декабря 2016 года по 12 апреля 2017 года в Доме кино прошло голосование за скульптурный проект памятника фронтовому кинооператору. Были представлены скульптурные проекты мастерской Рукавишникова и академии Глазунова.

На X пленуме Правления Союза кинематографистов России, который прошёл 25 апреля в Москве, под председательством  Никиты Сергеевича Михалкова, председатель Клуба имени Микоши Ирина Гращенкова рассказала о результатах голосования. 

Никита Михалков высказался в поддержку фигуративного решения памятника. При этом Н.С. Михалков отметил, что "делать памятник из материалов, которые сами по себе стоят огромных денег, наверное, нецелесообразно. Но это должен быть художественный образ и воплощение такое, чтобы он долго стоял и это было явлением. В нем должно быть угадано то, что являет собой знаковую фигуру фронтового кинооператора.
Думаю, нужно, в первую очередь, исходить не из количества денег, а из качества памятника.
В любом случае, мы должны абсолютно спокойно, ясно и твердо принять решение о том, что нравится нам. Потому что это памятник члену Союза кинематографистов России. А потом уже говорить: «Ну да, думали, он будет стоить столько, а он стоит столько». Это должно быть доказано, должно быть понятно. По остаточному принципу ставить памятник фронтовым операторам стыдно".


Видеоматериалы круглого стола на канале Москва.Кинохроника — YouTube 




Максим Астраханцев: Вот ведь интересно — РВИО устанавливало памятник собаке не в виде ошейника или поводка, а в виде именно настоящей четвероногой собаки, а медсестре — не в виде сумки с крестом или, например, ватки от шприца, а в виде вполне антропоморфной женщины-медсестры. В чём же причина такого упорства, доходящего до скрежета зубовного, чтобы представить советского фронтового кинооператора непременно в символической форме — в виде каменного столбика, увенчанного не символической, кстати, кинокамерой, а реалистичной копией кинокамеры "Аймо"?

Фотографии: Татьяна Мусатова, Марина Казанцева

Материалы по теме:

1. Обзор материалов круглого стола «Памятник Известному Солдату» (памятник фронтовому кинооператору) — 24.06.2017

2. Быть ли в Москве памятнику фронтовым кинооператорам? (материалы X пленума Правления Союза кинематографистов России 28.04.2017)

3. В Москве подвели итоги голосования по выбору проекта памятника фронтовым кинооператорам
Великой Отечественной войны
 (30.04.2017)

 [Событие дополняется материалами]