29.09.2016

1 октября исполняется 70 лет со дня окончание Нюрнбергского процесса.

Народы мира вынесли главный приговор фашизму, который принёс неисчислимые страдания человечеству.
Сегодня, когда империалисты снова поднимают голову, мы хотим напомнить:
— Реваншисты!
Поджигатели войн!
Помните Нюрнберг!
из фильма "Суд народов" (1946)

 

В 1946 году в Нюрнберге Международный трибунал судил немецко-фашистских военных преступников. Процесс длился 10 месяцев. В ночь на 16 ноября 1946 года в Нюрнбергской тюрьме приговор был приведен в исполнение.

Киноматериалы, снятые фронтовыми операторами ЦСДФ, легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе

В 1946 году на Центральной ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ) по материалам Нюрнбергского процесса вышел полнометражный документальный фильм 
«Суд народов».

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА
Автор и руководитель съёмок: Роман Кармен
Автор текста: Борис Горбатов
Режиссёр: Е. Свилова
Операторы: Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семёнов, В. Штатланд
Звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
Текст читает: Л. Хмара
Музыкальное оформление: А. Гранд

Валерий Хоменко, режиссёр, выпускник ВГИКа (мастерская Р. Кармена): "Он (Кармен) создал один безусловный шедевр — «Суд народов» (1946), фильм о Нюрнбергском процессе. Такая тема «выпадает» режиссеру, считайте, как исторический подарок судьбы. Но, в силу уникальности, этот опыт не может быть широко распространен: что мог дать мировой суд над главными нацистскими преступниками, например, мне, снимавшему кино про бамовцев и гидростроителей Сибири, о проблемах брежневского социализма (уже трещавшего по швам)? Герои и темы, в общем-то, диктуют и краски, и ритмы, и приемы построения композиции... Но «Суд народов» был прекрасным фильмом, причем вполне современным. Чувствовалось, что Кармен не просто гордился им, — это была, вероятно, его самая великая любовь (после Кубы)!
Как он, как оператор снимал в зале заседаний международного трибунала, вел репортажи наблюдения за «главарями» на скамье подсудимых? Помнится, Кармен рассказывал: «Геринг как-то обратил внимание на меня, советского кинооператора, и решил на мне испытать силу своего взгляда, а это была, конечно, сильная личность... Я, однако, не отвел своих глаз...». В фильме был использован прием, несколько похожий на «информацию к размышлению» в «Семнадцати мгновениях весны» Юлиана Семенова: камера выхватывала одного за другим знаменитых преступников на скамье подсудимых, и по каждому из них давалась документальная справка-характеристика. Хроника — и самая разнообразная — была использована в изобилии. В монтаже участвовала Елизавета Игнатьевна Свилова — опытнейший монтажер, жена Дзиги Вертова; ее вклад в создание фильма был, возможно, не меньше карменовского.
Особенно восхищался Кармен дикторским текстом, точнее — авторским монологом, комментарием Бориса Горбатова (который был причастен, наверное, и к драматургическим ходам фильма). Помню, Кармен нам говорил: «Какая блестящая фраза про крючкотворов — адвокатов нацистов: «Это — последняя линия нацистской обороны!» Текст вообще был так прекрасен, что я клал его (как ноты на рояль) перед собой на монтажный стол и монтировал под него!» (Последнюю фразу я запомнил дословно.)
Кармен монтировал под текст, в числе прочего, и эпизод, называвшийся, как и весь фильм, «Суд народов». В нем звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд». «А тут еще, — говорил Кармен, — музоформитель предложил нам использовать здесь патетический фрагмент из симфонии «Манфред» Чайковского; под эту музыку у нас шествовали на экране люди из хроники — бойцы, партизаны, пленные...»
По технологии тех лет музыка озвучивала уже готовый монтаж. Я и сам клал на стол монтажную фонограмму с предварительно записанным дикторским текстом и подгонял под нее кадры. Это тот самый пункт, где можно сказать: «Кармен меня этому научил», или «я научился этому у Кармена». Хотя это, скорее, не урок, а «подсказка», какими вообще богата любая кинопрактика.<…>".


Материал подготовлен на основе информации открытых источников.