10.08.2016

Знаменитый во всем мире скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни (Информационное агентство России  ТАСС).

Эрнст Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске (Екатеринбурге). В 1943 году добровольцем ушел на фронт. В апреле 1945 года в Австрии был тяжело ранен. За проявленные мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды.

Эрнст Неизвестный. Фото: www.en-artmuseum.ruПосле войны некоторое время преподавал черчение в Суворовском училище в Свердловске. Учился в Академии Художеств в Риге, окончил Московский художественный институт имени Сурикова.  В 1955 году Эрнст Неизвестный стал членом Союза художников СССР. 

В 1962 году был исключен из Союза художников после того, как принял участие  в выставке, посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР (в выставке участвовали 63 художника группы "Новая реальность" ) .
Утром 1 декабря выставку посетил руководитель СССР Никита Сергеевич  Хрущев. Хрущев три раза обошел большой зал, где были представлены работы художников группы "Новая реальность". Он ругался почти у всех картин...

Леонид Рабичев ("Манеж 1962, до и после"; опубликовано в журнале: Знамя 2001, 9):
"Хрущев махнул рукой и направился в следующий зал. Однако войти туда помешал ему загородивший собой дверь Эрнст Неизвестный. Произошла передышка — минут десять — пятнадцать. Эрнст Неизвестный увидел, что с Хрущевым можно говорить, и внутренне мобилизовался. В отличие от белютинцев, для которых живопись была, как манна небесная, увлечением, счастьем, но не профессией — все они были профессиональными графиками или прикладниками, — Эрнст Неизвестный показывал скульптуры, которые были делом всей его жизни. Он был не только мужественным человеком, но и по натуре актером, способным сыграть любую задуманную им роль. Для начала он решил акцентировать внимание Хрущева на себе как на рабочем человеке — каменотесе, труженике... Широкоплечий, сильный человек, он заслонил собой дверной проем.
Никита Сергеевич, — сказал он, — здесь работы всей моей жизни, я не могу показывать их в такой обстановке, я не знаю, придется ли мне еще говорить с руководителем партии, я прошу вас выслушать меня, и чтобы меня не перебивали. Опять зашумели, закричали, но Хрущев поднял руку, и воцарилась тишина.
— Эту работу, — говорил Неизвестный, — я делал пятнадцать дней, а эту — два месяца. Он рассказывал, что за тяжелый труд — дерево или камни рубить, сколько часов, дней, месяцев, лет. Каменотес, рабочий человек — это Хрущеву должно было нравиться. Неизвестный показал на висящий на стене проект интерьера Физического института, где на фоне гладких стен современного здания были изображены его будущие скульптуры, объяснил, где что будет и сколько и как надо будет трудиться. Хрущев кивал головой. Неизвестный спросил (имея в виду гладкие стены, их будущую роспись): “Как нам, Никита Сергеевич, следует относиться к творчеству художников-коммунистов Пикассо и Сикейроса?”. Тут все зашумели, закричали: “Вы видите, куда он смотрит! Он на Запад смотрит!”.
— В этом человеке, — сказал Хрущев, — дьявол и ангел. Дьявола мы в нем убьем, а ангела надо поддержать, я согласен платить ему за его работы, давать ему заказы. Тогда Эрнст сказал:— Никита Сергеевич, я прошу вас, чтобы стены зданий, где я буду работать, расписывали художники, работы которых вы только что смотрели в двух предыдущих залах, чтобы мои скульптуры были на фоне их живописи. Хрущев рассердился, махнул рукой и направился вниз, в гардероб. Мы автоматически шли за ним.
— Зачем вы меня сюда привезли? — обратился он к Ильичеву. — Почему не разобрались в этом вопросе сами?
— Вопрос получил международную огласку, о них пишут за границей, мы не знаем, что с ними делать.
— Всех членов партии — исключить из партии, — сказал Хрущев, — всех членов союза — из союза, — и направился к выходу..."

2 декабря 1962 года вышла газета "Правда" с обличительным правительственным коммюнике. 
Выставка "30 лет МОСХ" в Манеже (сюжет № 4) в киножурнале "НОВОСТИ ДНЯ" 1962 № 49
Н.С. Хрущёв и Э.И. Неизвестный на выставке в Манеже. 1 декабря 1962 года. Москва.
В 1974 году после смерти Хрущева Эрнст Неизвестный создал его надгробье, установленное на Новодевичьем кладбище.
В 1976 году Неизвестный эмигрировал в Швейцарию, а в 1977 году переехал в США. Неизвестный был приглашенным профессором Нью-Йоркского университета, Гарвардского университета, Йельского университета, Калифорнийского университета, Колумбийского университета. 
Киножурнал "Советский Урал" 1990 № 15 (сюжет № 2 "Эрнст Неизвестный, скульптор , проживающий ныне в США" (приезд на Родину)  смотреть с 4:40).
В 1990 году предложил идею увековечить память жертв репрессий — триптиха "Треугольника страданий": соорудить монумент в трех городах, неофициальных столицах ГУЛАГа: первую часть — в Воркуте, вторую — в Магадане, третью — в Екатеринбурге. Начал оформление Библии.
В 1993 году становится советником российского правительства по культуре. В Российской миссии при ООН открылась экспозиция "Древо Жизни – памятник миру".
В 1995 году стал лауреатом Госпремии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. Созданная Неизвестным статуэтка "Орфей" стала наградой победителям российского телевизионного конкурса ТЭФИ.
Киножурнал "Звёзды России" № 1, 1996 ("Сейчас я начинаю здесь бывать" — открытие персональной выставки Эрнста Неизвестного в Москве" (РЦСДФ, реж. В. Скитович, оператор: Л. Ермолаев)
В 1996 году Неизвестный закончил монументальное (высотой в 15 метров) произведение "Маска скорби", посвящённое жертвам репрессий в СССР. Эта скульптура установлена в Магадане. В Москве в художественной галерее "Дом Нащокина" состоялась первая персональная экспозиция Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На выставке были представлены: 9 литографий, 3 серии графики, 18 малых форм бронзы, знаменитое "Древо жизни", бюст Шостаковича, "Атомный взрыв" и "Сердце Христа" — работы разных лет на разные темы — скульптуры и ресунки, акварель и графика — всё лучшее, что было создано мастером за 70 лет. Создан памятник "Исход и возвращение" в Элисте, посвященный высылке калмыков из родных мест в годы Великой Отечественной войны. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Эрнст Неизвестный на фоне Пророка (1976 г.). Фото: www.en-artmuseum.ru
В 2004 году Эрнст Неизвестный "посадил" в Москве свое "Древо жизни" — в вестибюле торгово-пешеходного моста "Багратион".
В 2013 — выставка работ Эрнста Неизвестного в Третьяковской галерее. В экспозиции — 33 иллюстрации мастера к библейской "Книге Иова".
9 апреля 2013 года в Екатеринбурге открыт первый в России Художественный музей Эрнста Неизвестного. Ряд художников и коллекционеров, в том числе В.М. Волович, Е.В. Ройзман, передали для нового музея имеющиеся у них творческие работы мастера. 
9 апреля 2015 года в Екатеринбурге, на 12-м километре Новомосковского тракта, где расположен Мемориал жертвам репрессий, заложен первый камень в основание скульптурной композиции "Маски скорби. Европа-Азия".
5 января — 9 февраля 2016 года — выставка "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж". На выставке было представлено более 20 скульптур 1960-х — 2000-х годов, в том числе: два вида отчасти автобиографической работы «Орфей»; один из множественных вариантов любимого образа и архетипа художника — большой «Кентавр»; скульптура «Новая статуя Свободы», которую скульптор планировал установить на острове Тайвань; одно из самых загадочных творений мастера — «Бертран Де Борн»; скульптурные портреты и многое другое. В экспозиции более 50 живописных холстов и 60 графических работ художника: рисунки, гравюра, литография.

Министр культуры Владимир Мединский и президент России Владимир Путин выразили соболезнования в связи с кончиной скульптора Эрнста Неизвестного.

В Екатеринбурге может появится улица имени Эрнста Неизвестного. Об этом на своей страничке в Twitter написал мэр города Евгений Ройзман.

Церемония прощания с Эрнстом Неизвестным будет проходить в среду и четверг, 17 и 18 августа, в часовне (FRANK E. CAMPBELL THE FUNERAL CHAPEL) на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, отпевание в пятницу, 19 августа 2016 г. в СВЯТО-НИКОЛАЕВСКОМ СОБОРЕ (ST. NICHOLAS RUSSIAN ORTHODOX CATHEDRAL). Об этом сообщил в Facebook друг покойного, журналист Олег Сулькин.

ST. NICHOLAS RUSSIAN ORTHODOX CATHEDRAL. NYC. Photo: Moscowresident11 / www.tripadvisor.ru

Человек на все времена

Опубликовано: 11.08.2016 / МКRU В Новом Свете

Олег Сулькин — журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке. Автор нескольких книг.

Казалось, этого не произойдет никогда. Такая наивная вера в чудо. Думалось: если кто-то из нас может быть бессмертен, то это должен быть непременно Эрнст Неизвестный.
Ведь он творил (простите за высокий слог), пронзая века и пространства, напрямую общаясь и с историей человечества, с древностями Вавилона и Греции, и с Космосом, с энергетикой Вселенной. Сравнение с Микеланджело мне не кажется натяжкой.
Он поклялся не умирать еще в юности, в войну, когда лейтенантом разведроты попал под обстрел, был тяжело ранен и только волшебное провидение спасло его, вернуло с того света. Лучше всех об этом спасении «лейтенанта Неизвестного Эрнста» написал Андрей Вознесенский, близкий его товарищ, из той же блестящей плеяды шестидесятников.

Имя Эрнста Неизвестного стало греметь по свету, когда в 1962 году, уже став мастером скульптурного авангарда, он был избран показательной мишенью для разнузданной атаки со стороны советской власти. Всевластный вождь обрушился с грубой бранью на него за непонятное народу искусство. А он ответил вождю неслыханно, невозможно дерзко, на понятном тому грубоватом языке. Не знаю, что требовало большей смелости – броситься в атаку под пули или ответить так самому Хрущеву.

Юрий Нагибин сказал ему тогда: «Умри!». «Почему?!» – переспросил Эрнст. «Все испортишь». Как хорошо, что он не послушался друга и продолжал упрямо жить, хотя мог умереть от той богемной, безалаберной жизни на износ, когда, «окружен бабьем, как ихтиозавр нетрезв» (опять точный Вознесенский), он лепил свои чудища, своих исполинов, свои кресты, своих кентавров и гермафродитов, вопреки бдительной чекистской опеке, вопреки советскому идиотизму и кафкианству, каждодневно, ежечасно портивших ему кровь.

Его вытолкали за границу, подло и глумливо. Но фактически подарили его миру и ему подарили мир. С ним, блестящим и оригинальным философом, любили беседовать Сартр и Мамардашвили, для его работ открыли постоянный музей в Швеции (а спустя много лет и в родном Екатеринбурге), он получил звание члена ведущих академий искусств и наук Америки и мира. Его работы украшают площади и улицы главных столиц мира, в одной Америке их стоят более сотни.

О творчестве великого ваятеля пишут статьи, книги и диссертации. Уверен, их поток не уменьшится с физическим уходом гения.
Мне выпало редкое счастье лично знать Эрнста Иосифовича, общаться с ним на протяжении последних двух десятилетий. Это были и визиты для очередного интервью в его мастерскую в Сохо, поездки на Шелтер-Айленд, где по своему проекту он построил загородный дом, вернисажи выставок и, наконец, какие-то светские события вроде вручения ему в артклубе в Грамерси премии «Человеку года русскоязычной общины». Эрнста прикатили туда на инвалидной коляске, ходить ему уже было трудно.

Он работал до последнего своего часа. Лепить ему стало трудно после сложнейшей нейрохиругической операции, и он в последние два-три года сосредоточился на графических листах, рисовал свои любимые «капричос» с излюбленными мотивами – разъятые в крике рты, деформированные тела, полулюди-полумашины, взрывы, распад материи и напряженный синтез плоти и духа.
Как-то я спросил его, откуда берется этот поток невероятных, но столь узнаваемых, «фирменных» его образов. Я отчетливо вижу эти сюжеты, эти формы во сне, сказал он. «Мне нужно только, проснувшись, быстро все зафиксировать на бумаге, чтобы дневное сознание не стерло это из памяти».

Любимый образ НеизвестногоДрево Жизни. Он придумывал его, развивал, обогащал всю свою долгую жизнь. Помню, в мастерской на Шелтере я долго стоял подле этого огромного шара, расколотого, разъятого, как плод граната. Символизирующие вечность ленты Мебиуса спиралями возносятся вверх, к солнцу. Это своего рода личный, сокровенный собор, построенный мастером. Вера и Знание, два абсолюта жизни человека, обрели здесь редкую гармонию.

Как-то он сказал мне: «Каждый человек забрасывает бумеранг. И чем шире размах, тем большее пространство преодолевает бумеранг, но он всегда возвращается к бросавшему». Бумеранг Эрнста Неизвестного вернулся.


Как сообщил ТАССсо ссылкой на журналиста Олега Сулькина, в субботу, 20 августа, на острове Шелтер-Айленд (Shelter Island) —  восточная оконечность Лонг-Айленда (штат Нью-Йорк), прошли похороны Эрнста Неизвестного. На кладбище пришли родственники и близкие друзья скульптора, многие приехали из Европы и России. Похороны прошли по православному обряду. Молитву над гробом прочитал епископ Наро-Фоминский Иоанн. В пятницу, 19 августа, он же вёл отпевание скульптора в Свято-Николаевском соборе (ST. NICHOLAS RUSSIAN ORTHODOX CATHEDRAL) на Манхэттене. 

Старинное кладбище при пресвитерианской церкви — Shelter Island Presbyterian Church (32 North Ferry Road, Shelter Island NY 11964), где был похоронен Эрнст Неизвестный,  находится в 20 минутах ходьбы от дома, построенного по его проекту, где в последние годы жил и работал скульптор. 
Родственники намерены выполнить прижизненное желание Эрнста Иосифовича и установить на его могиле простой деревянный крест.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников, а также www.magazines.russ.ru и www.en-artmuseum.ru