13.06.2016

В Петербурге на 89 году жизни умер композитор Олег Каравайчук. На прошлой неделе композитор получил премию "Самые знаменитые люди Петербурга" в номинации "Выбор города".

Олег Николаевич Каравайчук (28.12.1927— 13.062016) — советский и российский композитор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям. 
Олег Каравайчук сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильёй Авербахом, Кирой Муратовой, Ролланом Сергиенко и другими.

В  1986 году композитор написал музыку к документальному фильму "Колокол Чернобыля".

 Феликс Равдоникас (1937-2011): "Олег Каравайчук — протагонист бесчисленных историй, увлечённо пересказывающихся при случае чуть ли не каждым ленинградским музыкантом. Здесь и кантата «На смерть товарища Горького», восхитившая комиссию экспертов, привлечённых для оценки произведения семилетнего композитора, и полифоническая пьеса, сымпровизированная на консерваторском экзамене под видом произведения Баха перед ничего не заподозрившими профессорами, и первый публичный концерт выпускника Консерватории, повлекший многолетние запретительные санкции чиновников тогдашней культуры, но так и не изгладившийся в памяти современников (двадцать лет спустя, Анатолий Угорский называл его самым ярким музыкальным впечатлением в своей жизни)...
Наиболее известна музыка, сочинённая Каравайчуком для кинофильмов (их не менее 200 и даже сам он не может назвать более точной цифры). Что может киномузыка? Трактуя киносюжеты, произведения Шостаковича, Петрова, Таривердиева столь же способны к жизни вне всяких фильмов, как украшенные ими фильмы – к жизни вне именно этих произведений. Природа киномузыки Каравайчука иная. Её присутствие в фильме заметно не всегда, зато нельзя не заметить её отсутствия. Вне именно этой музыки визульный ряд оказывается неоправданным и лишь тут выясняется, куда делась музыкальная сила темы, вне визуального ряда способной увлечь и даже потрясти музыкальное воображение.
По всеобщему мнению режиссёров никому не дано так «попадать» музыкой в драматургию, как Каравайчуку. Его господство над стихиями кино отражено в неправдоподобной, но до сих пор не опровергнутой и не раз слышанной мной формуле: чтобы написать отличную киномузыку, Каравайчуку достаточно знать фамилию режиссёра и название сценария. Что же до влияния этой музыки на кино, то я навсегда запомнил то странное, почти мучительное переживание, которое доставил мне один грузинский фильм, озвученный – прямо по ходу показа – лишь фортепианными и вокальными импровизациями пригласившего меня на просмотр композитора..."

 

Фильмография на официальном сайте Олега Каравайчука.

Из интервью Олега Каравайчука для КП (15.05.2015): 
Олег Каравайчук: "У меня нет ни телевизора, ни радио, и газет я не читаю, так что не знаю, что там про меня говорят. Я просто играю себе и играю. Но, безусловно, в моменты игры бывает такие моменты… Я не импровизирую, я сразу делаю целое. Лермонтов! Лермонтов – это я. Он сразу делал стихи, с одного раза. А Пушкин импровизировал. У древних людей, десятый-одиннадцатый век, таких, как я, было много. Сейчас скосили таких, как я. Меня тоже немного скосили, когда я учился в Консерватории. В 13 лет я играл хуже, чем в 5. Стал скучнее..."

В 2015 году испанский режиссёр Андреас Дуке снял документальный фильм «Олег и редкое искусство» (Oleg y las raras artes), который получил награды на европейских фестивалях.

Из последнего интервью Олега Каравайчука журналу "Сноб":
Олег Каравайчук: "Есть ли музыка времени? Я сейчас подумаю. По-видимому, времени как такового нет, а идут субстанции. Они идут как радуга. Мы видим рядом цвет зеленый, желтый и так далее. Но это нам так кажется. Солнце, радуга — это и есть время, они бесцветны и вечны. Временное, часовое начало там другое, и вот оно цветное. Нам кажется, что радуга живет два часа и потом уходит. А для самой радуги, благодаря бесцветности ее, времени нет. Вот я бесцветный. Поэтому так долго живу и все понимаю как-то по-другому. Столько лет чувствовать радугу совершенно непринужденно! В этой радуге и есть настоящее искусство. Оно бесцветно и оттого внечеловечно. Но чаще всего у вас в жизни есть смешение вечности со временем. Человек хочет понять и безвременье, чтобы быть гением, и в то же время быть временем. Это патология! Она преследует всю историю, начиная особенно от христианства. До христианства люди были как-то мудрее. Не мышлением, а вот какой-то мудростью крыла — на тебе, я твой..."

Письмо Киры Муратовой (опубликовано на странице Фонда Каравайчука в facebook): "Олег Каравайчук умер. Это странно. Вечный вундеркинд. Пальцы прикасаются к клавишам. Сидишь слушаешь гипнотическую импровизацию и забываешь где ты и кто ты. Опоминаешься, вспоминаешь, что ты режиссер, находишься в звукоцехе Одесской киностудии и должна сказать свое мнение, утвердить или отвергнуть…. Говоришь какие-то слова о том, что для кино надо что-нибудь попроще, подемократичнее, а Олег в ответ: - Хорошо! Варьянт для солдат и режиссеров! – и снова пальцы на клавиши… Но эту фразу про солдат и режиссеров надо произносить манерно картаво, тогда будет похоже. И подпевает сам себе тоненьким сопрано, и заливается - хохочет, как ребенок.
Мы два фильма с ним сделали «Короткие встречи» и «Долгие проводы». Потом мне некоторое время музыка казалась лишней в кино. Потом стала мне мешать ироничность в музыке Каравайчука и мы больше не встречались. Но всегда я думала, что он меня должен пережить. Потому что я взрослая, а он ребенок. Жаль, что все наоборот произошло.
Вот хочу про него написать, а все получается про себя пишу, а ведь Олег - гений. Ну и, конечно чудак. Входит в комнату, стараясь войти спиной. Делает быстрый пируэт, бросая на тебя мимолетный взгляд, и говорит какой-нибудь комплимент. Потом некоторое время, привыкая, поглядывает исподлобья и при этом ведет непринужденную беседу и очень веселится как дитя. Все это было так давно. Помню, однажды утром мы нашли его спящим в ванне. Это был так называемый «Куряж» - маленькая гостиница Одесской киностудии. Там была общая ванная комната, и ему по какой-то причине не понравился его номер. Вот ведь вспоминаются какие-то глупости, а ведь он был музыкальный гений, но это не умею выразить словами. Отрадно было думать, что где-то существует необыкновенный Каравайчук. Хорошо, что осталась музыка."

В 2015 году по инициативе друзей Oлега Николаевича, доверенных лиц, меценатов начал свою деятельность "Фонд поддержки культурных проектов и сохранения наследия Oлега Kаравайчука".

Материал подготовлен на основе открытых источников. Фото: Фонд Каравайчука