Научный симпозиум «Визуальный и словесный текст в киноархиве» пройдет в Москве

20 и 21 марта в Государственном институте искусствознания.

17.03.2025

20 и 21 марта в Государственном институте искусствознания (Москва, Козицкий пер., 5) пройдёт научный симпозиум «Визуальный и словесный текст в киноархиве»

Тема симпозиума: «В поисках экранной идеи».

Организаторы мероприятия: Госфильмофонд России и Государственный институт искусствознания.

Программа мероприятий:

20 марта

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

9:30 Регистрация участников. Сбор гостей.

10:00 Секция 1. От идеи фильма к теории кино

Модератор С. А. Огудов, главный искусствовед Госфильмофонда.

  • Хренов Н.А. (доктор философских наук, ГИИ). Киноязык как проблема в истории художественной коммуникации: лингвистический и семиотический аспекты.
  • Фомин В.И. (доктор искусствоведения). Несбывшееся подсказывает нам дорогу.
  • Потёмкин С.Б. (кандидат технических наук, МГУ им. М. В. Ломоносова). Как кино отражает события в нашем мире.
  • Кривошея В.С. (аспирант Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). Тело зрителя: соматический подход в теоретизировании опыта восприятия фильма.
  • Инсарова Е.В. (независимый исследователь). Мультипликационный фильм как семиотическая система: этический и эстетический аспекты.

12:00 Перерыв на обед

13:00 Секция 2. История создания фильма

Модератор Т. А. Шведюк

  • Бакиров Д.В. (Доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ). Процесс становления замысла «Золото Зуттера» С. М. Эйзенштейна: от романа до сценария.
  • Власкин К.А. (аспирант ГИИ, главный искусствовед Госфильмофонда). Житие одного фильма: «Праздник святого Йоргена» на бумаге и на экране.
  • Устюжанина А.В. (главный искусствовед Госфильмофонда). «Наместник Будды»: история создания фильма (по материалам Госфильмофонда).
  • Померанцев Р.Ю. (аспирант РИИИ, старший преподаватель кафедры документального фильма СПбГИКиТ). Трансформация композиционного решения фильма «Ленинград в борьбе».
  • Мейстер Г.И. (магистрант РГГУ). Дебюты, которых не было: об истории создания первых фильмов С. Г. Микаэляна.
  • Крутова Е.О. (Библиотека Российской академии наук). «Бесы» Достоевского: особенности киноязыка в экранизациях романа.

15:30 Кофе-брейк

16:00 Секция 3. Реконструкция экранного замысла

Модератор А. В. Устюжанина, главный искусствовед Госфильмофонда.

  • Огудов С.А. (кандидат филологических наук, главный искусствовед Госфильмофонда). «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна в движении.
  • Соломонова А.А. (преподаватель, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского) Архивная реконструкция утерянных немых фильмов Пауля Вегенера и найденные материалы для биографической книги о нем.
  • Голубев А.Б. (главный редактор сетевого издания «Музей ЦСДФ»). Художественный фильм «И лёд растаял…» — неосуществленный проект кинохроникера Леонида Котляренко.
  • Шимохин Б.С. (преподаватель, университет «Синергия»). Поиск и восстановление экранной идеи на примере нереализованных фильмов Войцеха Ежи Хаса.

17:30 Показ фильма «Рождение кино» (1950 г., реж. Роже Ленар; 40 минут)

Фильм представит главный искусствовед Госфильмофонда России А. В. Икко.

Для посещения киносеанса необходимо выбрать специальную категорию билета на странице регистрации.

21 марта

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

9:30 Регистрация участников. Сбор гостей

10:00 Секция 4. Сценарная основа фильма

Модератор К. А. Власкин, главный искусствовед Госфильмофонда.

  • Рябчикова Н.С. (доктор философии (PhD) по киноведению, Московская школа кино). Непоставленные сценарии Михаила Калика и Юлия Карасика 1962—1963 гг. и проблема счастья.
  • Дединский С.Н. (главный редактор, «Киноартель 1895»). «Дом с башенкой» Фридриха Горенштейна, или третий фильм Андрея Тарковского.
  • Туева В.В. (кандидат искусствоведения, ВГИК). «Почти реально проходит что-то»: о незавершенном киносценарии Анны Ахматовой.
  • Авсюк А.В. (главный искусствовед Госфильмофонда). «Замри, умри, воскресни»: к истории становления замысла.
  • Луговой С.С. (специалист по связям с общественностью, Государственный центральный музей кино). «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Опыт изучения растворившегося фильма.

12:00 Перерыв на обед

13:00 Секция 5. Феномен киноадаптации

Модератор А. А. Зарубин

  • Калько О.В. (старший научный сотрудник ФГБУК ГЦМК). Воплощение характеристик героев В. Шекспира на экране посредством их визуального образа (на примере экранизации комедии «Двенадцатая ночь» 1955 г.)
  • Попова Л.В. (кандидат культурологии, Государственный университет управления). «Кинематографичность литературы» в фильме А. Кончаловского «Дворянское гнездо»
  • Орлова Е.А. (аспирант, МГУ имени М. В. Ломоносова). «Пиратский мюзикл»: песня в романе Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и его киноадаптации 1937 г.

14:00 Кофе брейк

14:30 Секция 6. Кино как предмет рецепции и интерпретации

Модератор С. А. Огудов, главный искусствовед Госфильмофонда.

  • Данилко Е.С. (доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая). Куда пропал режиссер Черкасов, или автобиография настоящего большевика.
  • Сабирова Э.Р. (магистрант ЕУСПб). Декаданс на исходе НЭПа: почему авторы фильма «В большом городе» критикуют Серебряный век?
  • Гвоздев А.Ю. (сотрудник АО «РОСКИНО»). Ризоматические структуры Сюдзи Тераямы: смысловые сочленения кино, литературы и театра.
  • Зарубин А.А. (ведущий специалист Госфильмофонда). «Дифференциация смыслов: титры к немецким фильмам (1933–1945) в послевоенном советском прокате»
  • Масленникова К.Д. (младший научный сотрудник, Государственный центральный музей кино). Роль производственных и съемочных документов в атрибуции фотографических материалов. Опыт атрибуции на примере фотографий из архива С. А. Герасимова из собрания Музея кино.

16:30 Кофе-брейк

17:00 — 17:30 Круглый стол «Как изучать замысел фильма?»

Участники: Д. В. Бакиров, Т. А. Шведюк, С. А. Огудов, Р. Ю. Померанцев, С. С. Луговой.

Организаторы семинара оставляют за собой право внесения возможных изменений в расписание семинара.