В основу раздела легли материалы справочника-каталога "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я", который вышел в 2005 году в издательстве "Материк" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства) тиражом — 500 экземпляров. 

Дополнение проекта:

В связи с тем, что информация справочника актуальна на 2005 год, редакция сайта оставляет за собой право вносить необходимые изменения. Если вы обладаете дополнительной информацией о кинооператорах, представленных в справочнике, вы можете  отправить её на e-mail: info@csdf.su, и мы внесём необходимую информацию.

Автор идеи и составитель уникального справочного издания "Документальное кино XX века.  Кинооператоры от А до Я" — кинооператор Вадим Горбатский. Работа над изданием велась автором в течение пяти лет. В справочник вошли сведения из "Кинословарей", каталогов и другой специальной литературы, а также собранные Вадимом Горбатским материалы из архивов киностудий, Союза кинематографистов и ВГИКа. В ходе работы над изданием автору пришлось столкнуться с рядом трудностей: например, многие документы оказались несистематизированными или утраченными. Работа над справочником велась в сотрудничестве с киноведом, историком кино Александром Дерябиным, который взял на себя труд по систематизации и проверке данных. Тем не менее составители часто не имели возможности перепроверить ту или иную информацию. Некоторые названия фильмов отмечены звёздочкой (*) — это означает, что автор-составитель справочника считает этот фильм особенной удачей данного оператора.
В настоящее время издание является библиографической редкостью и предназначено для специалистов и почитателей документального кинематографа. Информация о кинооператорах ЦСДФ, собранная в справочнике, также легла в основу раздела "Персоналии" сайта #МузейЦСДФ

Список сокращений справочника

авт.-опер. — автор-оператор
авт. сцен. автор сценария
асс. ассистент
ВГИК Всероссийский Государственный институт кинематографии им. С. Герасимова
ВКСР  Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР
Вкф  всесоюзный кинофестиваль
ВОВ  Великая Отечественная война
Вф — Всесоюзный фестиваль
гл. опер. — главный оператор
гос. — государственный
ГТК — Государственный техникум кинематографии
деят. — деятель
докум. — документальный
заслуж. — заслуженный
игр. — игровой
ин-т — институт
иск-во — искусство
к/а — киноальманах
КВС — киновидеостудия
КГИТИ — Киевский Государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого
комб. — комбинированный
к/м — короткометражный
к/ст — киностудия
к/ф — кинофестиваль
ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров
маст. — мастерская
Мкф — международный кинофестиваль
ММкф — Московский международный кинофестиваль
монтаж. — монтажер
мульт. — мультипликационный
нар. — народный
науч.-поп.  научно-популярный
нац. — национальный
опер. — оператор, операторский
опер.-пост. — оператор-постановщик
п/м — полнометражный
пр. — приз
прем. — премия
реж. — режиссер, режиссерский
реж.-опер. — режиссер-оператор
рук. — руководитель
с. — серия
СК — Союз кинематографистов
ст. — студия
сцен. — сценарист, сценарий
театр. — театральный
ТВ — телевидение
тв — телевизионный
Т/О — телевизионное объединение
ун-т — университет
ф-т — факультет
хроник. — хроникальный
худож. — художественный
ЦТ — Центральное телевидение
ш/э — широкоэкранный
ш/ф — широкоформатный

ЭЛИАШВИЛИ, Тариэл Шалвович (1933—1997)

В 1960 — 1990 — оператор Грузинской ст. хроник.-докум. и науч.-поп. фильмов.

1960 — «Город металлургов»; 1961 — «Электрификация Грузинской ССР»; 1962 — «На земле Самгори»*; «Сион­ская плотина»; 1963 м «Диоскурия»; «Юные альпинис­ты»; 1964  «Бакуриани»; «Горы зацветут»; 1965 — «Академик Бериташвили»; «Наш район»; 1966  «24 ча­са Ингури ГЭС»; «Моя биография»*; «Петр I в Голлан­дии»; 1967 м «По тропам альпиниста»; 1968  «Памят­ники Грузии»; «Говорящие камни»; «Великий фламан­дец»; «Военно-Грузинская дорога»; 1969  «Раскопки Вани»; «Памятники ночью»; 1970  «Грузия: легенды и были»* (п/м); 1971  «Грузия празднует» (п/м); «Золо­тое руно»; «По Ирану»; 1972 — «Так создавалась лето­пись»; 1973  «Мы ваши друзья»; «Что разрушено враж­дой»; «Песни о Сванетии»; «Элисо Вирсanадзе»; 1974 — «Бакуриани-74»; «Монологи о профессии»*; «Фала­ван»; «Месхети»; «Жемчужина Грузии  Абхазия»; 1975  «Хозяйки перекрестков»; «Рача-Ричи Братиело­ва»; «Третий семестр»; «Иване Джавахишвили»; 1976 — «Грузинская книга»; «Наше село»; «Школа смелых»; «Ивану Джавахишвили  100 лет»; «Колхида»; 1977 — ­«Цацамурская трагедия»; «Вахтанг VI»; «Гогебашвили  100»; «Король без короны»*; «Сухуми и сухумцы»; 1978 — «Дружба трех республик»; 1979 м «Симон Каух­чишвили»; «Лесная симфония»; «Вано Сараджишвили» (п/м); 1980 м «Грузия: вверх и вперед» (п/м); «Хевсуре­ти»* (п/м); 1981 — «Уплисцихе»; «Поколение»; «Воз­рождение очага»; «Ответ»; 1983 — «И. Конишвили»; «Четверо из миллиона»; «Сто спасенных жизней»; 1984- «Раскаяние»; «Руки»*; 1985 — «Пшави»; 1986 — «Кровельщики»; 1987  «Дом ритуалов»; «Баграт Шин-куба»; «Николай Абрамишвили»; «Спустя полтора го­да»; «Князь Грузинский»; 1988  «Зураб Нижарадзе»; «Кварели» (п/м); 1989  «Акакий» (п/м); «Без слез и без улыбки»*.

Снял 21 науч.-поп. фильм. Снимал событийные фильмы и сюжеты для кинопериодики.

Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1942). С 1932 — оператор Московской студии «Союзкинохроники» (в 1940 — 1944  Центральная студия кинохроники).
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. 
Краткая биография и фильмография на сайте в разделе "Персоналии".

В 1932 окончил 4 курса операторского ф-та ГИКа. С 1932 оператор Московской / Центральной ст. кино­хроники.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Погиб во время фронтовых съемок.

ЭЛЬЯС, Эдуард (1920—1963)

С 1947 — асс. оператора, в 1955 — 1963 — оператор к/ст «Тал­линфильм».

1954  «Сланцевая зола для кислых почв»; 1955  «Ре­портаж с первой Спартакиады ЭССР»; 1956 — «Матч дружбы»; «Радость красивого лета»*; 1957  «Незабы­ваемые дни в Москве»; «Неделя дружбы»; «Наша Роди­на»; «Декада эстонского искусства и литературы»; 1958 — «По туристским тропам Эстонии», реж.-опер.; «За правду и свободу»; «Таллинские спортигры» ; «Страни­цы борьбы»; 1959  «Походные тропы»; «Тени про­шлого»; 1960 — «Другой дом»; «Возрождение»; «Новые друзья»; «Этого нельзя простить»*; 1961  «Кanеви Лийва обвиняет»; «Соль земли»; 1962  «Наша Хельс»; «Таллин»; 1963 — «Вчера, сегодня, завтра»*; «Дорога борьбы».

Снял более 700 сюжетов для кинопериодики.

ЭПНЕРС, Ансис Людвигович (1937)

Оператор, режиссер Рижской к/ст.

1983 — «За свои кровные»; 1984  «Отзвук»; «Мону­мент», авт.-опер.; «Вперед, Боб», реж.; 1986  «Знамя мира Рериха», реж.; 1987  «С. Эйзенштейн. Пост­скриптум», реж.; 1990  «Кольцо Намя».

ЭПШТЕЙН, Семен Артурович (1945)

В 1977 окончил операторский ф-т ВГИКа. В 1975 — 1978 — оператор Дальневосточной ст. кинохроники, с 1978 — оператор Калужского и Брянского корпунктов Ростовской ст. кинохроники.

1976 — «Амурские тигры»*; 1977  «Продолжение го­рода» (ш/э); 1979  «Авторитет»; 1981— «Крепость»; 1982  «Тот, кто останется с нами»*; 1983  «Из расска­зов очевидцев»; «После школьного звонка»; 1984  «Ес­ли дорог тебе твой дом»*, реж.-опер.; «Пушка Степана»; 1985 «Михаил Шолохов» (п/м); 1986  «Время в кре­дит»; «Непрофессионалы»; 1987  «Навсегда останемся верным другом»; «Дверь под куполом»; 1989 «Испо­ведь дьявола»* (п/м); «Котлован. Часть 1. Вещество мысли»*; «Слово»; 1990 «Горы в черном башлыке»*;  «Как стать экстремистом»; «Я выбираю любовь»; 1992 — «Крест»; «Мутант».

Снимал сюжеты для кинопериодики.

ЭПШТЕЙН, Семен Львович (1919—1983)

В 1942 окончил операторский ф-т ВГИКа. В 1946 — 1983 — оператор «Укркинохроники».

1947  «На родной земле»*; «Торжество украинского народа»; 1948  «Великий праздник»; «На полях Укра­ины»; «Советская Молдавия»; 1949  «Дашава  Ки­ев»; «Их приголубила Родина»; 1950  «Незабываемое путешествие»*; «Новая жизнь»; «Дорогие гости»; 1951  «За мир»; «Они возвратились на Родину»; «Сельхозвыставки в 1951 году»; 1952  «Памяти вели­кого писателя»; «В колхозе им. Буденного»; «Киев строится»; 1953  «Индийское искусство»; 1953  «Ху­дожники Закарпатья»; 1954  «После трудового дня»; «дары великой дружбы»; 1955  «Первые шаги»; «В родной семье»; 1956  «Юные кукурузоводы»; «Се­лекопы Закарпатья»; 1957  «Всегда готовы»; «В степи под Херсоном»*; «Дружба двух колхозов» (п/м); «Все­мирный фестиваль в Москве» (п/м); 1958  «О полез­ном и вкусном», реж.-опер.; 1959  — «Веселый день»; «Отчизны доблестные сыны»; «Орлиное племя»; 1960  «Путь к мастерству»; «Метро в Киеве»; 1961 — «Слово о поэте» ; «В ногу с жизнью»; «Легендарный Севастополь»*; 1962  «Внимание  сердце»; «Люди и кибернетика»; 1963  «Идут Дунаем корабли»; «Наш современник»; 1964  «Золотые ворота»; «Встреча с прекрасным»; «Богатырские килограммы»; 1965 — «Алушта»; «Жил человек»; «Минуты перед бессмерти­ем»*; «Сердце, отданное народу»; «Их мечта  ави­ация»; «Отряд Красного Креста»; 1966  «В те годы дальние, глухие»; «Дневник, найденный в Аджимуш­кае»*; «Золотой дубль»; «Кубок чемпиону»; «По Дунаю и по Черному морю»; 1967  «Когда поют паруса»; «Нужны таланты»; 1969 «Иду к тебе, Испания»; 1970  «Эллоу», авт , реж.-опер.; «Дни осенние»; 1971  «Около Шевченковского колодца»*; 1972 — «Врачи из Калиновки»; 1974  «Мы интернационалисты», реж.-опер.; 1975 — «Рассказ о советских де­тях», реж.-опер.; 1976  «Спорт для всех», реж.-опер.; 1977 — «Мода Украины» (для выставки в США), реж.­опер.; «Одесса Генуя», реж.-опер.; «Цветы мои лю­ди»*; 1981  к/ж «Земля родная» Х1 13, реж.; «50 лет на Черноземье»; 1983 — «Время и кредит».

Снял 17 событийных и науч.-поп. фильмов, большое ко­личество сюжетов для кинопериодики.