В основу раздела легли материалы справочника-каталога "Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я", который вышел в 2005 году в издательстве "Материк" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства) тиражом — 500 экземпляров.
В связи с тем, что информация справочника актуальна на 2005 год, редакция сайта оставляет за собой право вносить необходимые изменения. Если вы обладаете дополнительной информацией о кинооператорах, представленных в справочнике, вы можете отправить её на e-mail: info@csdf.su, и мы дополним справочник.
Автор идеи и составитель уникального справочного издания "Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я" — кинооператор Вадим Горбатский. Работа над изданием велась автором в течение пяти лет. В справочник вошли сведения из "Кинословарей", каталогов и другой специальной литературы, а также собранные Вадимом Горбатским материалы из архивов киностудий, Союза кинематографистов и ВГИКа. В ходе работы над изданием автору пришлось столкнуться с рядом трудностей: например, многие документы оказались несистематизированными или утраченными. Работа над справочником велась в сотрудничестве с киноведом, историком кино Александром Дерябиным, который взял на себя труд по систематизации и проверке данных. Тем не менее составители часто не имели возможности перепроверить ту или иную информацию. Некоторые названия фильмов отмечены звёздочкой (*) — это означает, что автор-составитель справочника считает этот фильм особенной удачей данного оператора.
В настоящее время издание является библиографической редкостью и предназначено для специалистов и почитателей документального кинематографа. Информация о кинооператорах ЦСДФ, собранная в справочнике, также легла в основу раздела "Персоналии" сайта #МузейЦСДФ.
Список сокращений справочника
авт.-опер. — автор-оператор
авт. сцен. — автор сценария
асс. — ассистент
ВГИК — Всероссийский Государственный институт кинематографии им. С. Герасимова
ВКСР — Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР
Вкф — всесоюзный кинофестиваль
ВОВ — Великая Отечественная война
Вф — Всесоюзный фестиваль
гл. опер. — главный оператор
гос. — государственный
ГТК — Государственный техникум кинематографии
деят. — деятель
докум. — документальный
заслуж. — заслуженный
игр. — игровой
ин-т — институт
иск-во — искусство
к/а — киноальманах
КВС — киновидеостудия
КГИТИ — Киевский Государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого
комб. — комбинированный
к/м — короткометражный
к/ст — киностудия
к/ф — кинофестиваль
ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров
маст. — мастерская
Мкф — международный кинофестиваль
ММкф — Московский международный кинофестиваль
монтаж. — монтажер
мульт. — мультипликационный
нар. — народный
науч.-поп. — научно-популярный
нац. — национальный
опер. — оператор, операторский
опер.-пост. — оператор-постановщик
п/м — полнометражный
пр. — приз
прем. — премия
реж. — режиссер, режиссерский
реж.-опер. — режиссер-оператор
рук. — руководитель
с. — серия
СК — Союз кинематографистов
ст. — студия
сцен. — сценарист, сценарий
театр. — театральный
ТВ — телевидение
тв — телевизионный
Т/О — телевизионное объединение
ун-т — университет
ф-т — факультет
хроник. — хроникальный
худож. — художественный
ЦТ — Центральное телевидение
ш/э — широкоэкранный
ш/ф — широкоформатный
С 1925 — пом. режиссера, администратор, асс. оператора, в 1938 — 1965 — оператор, режиссер Московской фабрики «Совкино» / ЦСДФ. Фронтовой кинооператор во время Великой отечественной войны.
1932 — «Мы видели лицо Европы»* (п/м), реж.-опер.; 1935 — «Сталинские соколы»; 1936 — «Наморских рубежах»; 1937 — «Сын трудового народа»; 1938 — «Физкультурный парад»; 1939 — «Монголия»*; «События на реке Халхин-Гол»; 1940 — «Сталинская авиация»; 1942 — «Разгром немецких войск под Москвой» (п/м); 1943 — «За Родину»; 1944 — «Победа на юге»*; 1945 — «Парад Победы» (п/м); 1946 — «Физкультурный парад», Сталинская прем. (1946); 1947 - «День Воздушного флота», Сталинская прем. (1948); «На кубок СССР»; 1948 — «Чемпион мира»; «На страже мира», авт.-опер.; 1949 — «Великий пример», гл. опер.; 1950 — «Корейские артисты»; 1951 — «Матч дружбы»; 1952 — «По берегам Нижней Волги»*; 1953 — «Дворец науки»; «Виктор Гюго»; «ВСХВ» (п/м); 1954 — «К съезду профсоюзов»; 1955 — «В чудесном городе»*; «Москва праздничная» (ш/э), гл. опер.; «Этого допустить нельзя»; 1956 — «Акт дружбы»; «Албанская делегация в СССР»; «Герои Бреста»*; 1958 — «Арена дружбы» (п/м); «Города меняют облик»; 1959 — «День нашей жизни» (п/м); «На приз Москвы»; 1962 — «Его имя переживет века» (п/м), реж.; 1964 — «Международная конференция горняков», реж.; «Мы с вами, патриоты Вьетнама!»*.
Снимал сюжеты для кинопериодики.
В 1983 окончил операторский ф-т ВГИКа (маст. Р Ильина). Оператор «Укркинохроники».
1985 — «Я наш народ всем сердцем люблю»; «Корабли Александра Ильченко»; «Где вместе сражались они»; 1986 — «Марш-бросок»; «Суворовцы»; «За власть Советов»; 1987 — «Родники», реж.-опер.; «Сады Семирамиды»; 1989 — «Ваш выход, маэстро!»; «Срок», реж.-опер.; 1992 — «Мужской зигзаг» (игр.).
Щербаков Юрий Николаевич (родился 28 апреля 1945 года в Ростове-на-Дону). Почетный кинематографист России. В 1976 окончил операторский ф-т ВГИКа, в 1978 режиссерские курсы при ВГИКе. В 1963 — 1969 — асс. оператора Ростовской ст. кинохроники, в 1969 — 1971 — оператор Воркутинской ст. ТВ, с 1971 — оператор, режиссер Ростовской ст. кинохроники. Худож. рук. Ростовской ст. кинохроники. Член Правления Донского отделения СК РФ. Снятый им фильм «Мутант» включен в коллекцию лучших мировых произведений искусства Библиотеки имени Ж. Помпиду в Париже. Автор книги «Сам себе и оператор, сам себе и режиссер».
1969 — «Старые и большие деревья»*; 1973 — «Вечерние встречи»; 1974 — «Приговор»; «Возвращение в Новороссийск»; «Дни и ночи Донской эстрады»; «Я — Ростов»* (п/м); 1975 — «Взвод»; «Первые испытания»; 1976 — «Полярный вариант»; «Бригадир Гроз»; «Мореходы»; «Музыка, музыка...»; «Под стук колес»*; 1977 — «Мы служим на противолодочном»; «Страж милосердия»; «Белые куртки»; «Арктика»; «В рамках СЭВ»; «Турнир «Надежда»; 1978 — «Дорога доктора Трошиной»; «Мост для хлебной реки»; «Размышление о творчестве», реж.-опер.; 1979 — «Кино, кино, кино»; «Возвращение в Новороссийск»; «Начало»; 1980 — «Слет студенческих бригад»; 1984 — «РАНО: становление, развитие»; «На благо народа» (п/м); 1986 — «Путешествие с «Интуристом» на спецпоездах по СССР»; «Плавать раньше, чем ходить», реж.-опер.; 1987 — «Биография», реж.-опер.; «Разные взгляды на привычные вещи», реж.; «Странная история, имевшая место»*, реж.-опер.; «Человек-робот», реж.; «Лицом к природе», реж.; 1988 — «Ситуация», реж.; «Пока мы помним», реж.; «Истоки», реж.; «Капкан», реж.; «Репортаж с фокусами», реж.; «Похитители», реж.; 1989 — «Исповедь дьявола»* (три фильма), реж.-опер., прем. РОСК СССР за лучший докум. фильм (1989); «Урок итальянского», авт.-опер.; «Я выбираю любовь», реж.; «Разминка», реж.-опер.; «Противостояние», реж.; «Суфлер» (п/м), авт. сцен., реж.; «Почему все не так», реж.; «Эсперanь», реж.; 1991 — «Лазер в медицине», реж.; «Матушка», реж.; «Мутант»* (п/м), авт. сцен., реж., диплом 34-го Мкф в Лейпциге (1991); «Солнечные пятна истории», реж.; «Окно», реж.; «Этюд», реж.; «Крест», реж.; 1992 — «Пощадить минувшее», реж.; «Семейный портрет на фоне лета», реж.; «Служение»*, реж.-опер., прем. Донского СК им. Л. Мазрухо (1992); «Иминат», реж.; «Ульзибат — основоположник династии», реж.; «Через всю жизнь», реж.; 1993 - «Сказка про царя Минаса»; «На круги своя»; 1994 — «Истоки», реж.; «Деревенская история», реж.; «Наваждение», авт. сцен, и реж.; «Иван Васильевич не меняет профессию», реж.; «Кукарямба», реж.; «Художники Сумароковы», реж.; «Так хочется быть нужным», реж.; 1995 — «Неоконченный этюд», реж.; «Партия шахматного офицера», авт. сцен., реж.; «Поговорим о налогах», реж.; «Уходящая натура», авт. сцен., реж.; «Дорога», реж.; «Передышка», реж.; «Остров выживания», реж.; «На земле мне близкой и любимой», реж.; 1997 — «Хор», авт. сцен., реж.; 1998 - «Времена и чувства»*, реж., Гран-при жюри и оргкомитета Междунар. Евразийского телефорума-99 (Москва, 1999); 1999 — «Дважды в одну реку не войдешь», реж.; «След в истории», реж.; «В двух измерениях», реж.; «Дороги, которые мы выбираем», реж.; 2000 — «Открытый кинофестиваль «Россия» в Екатеринбурге» (тв), реж.-опер.; «Виктор Елманов» (тв), реж.-опер.; «Дмитрий Луньков» (тв), реж.-опер.; «Юрий Шиллер» (тв), реж.опер.; «Карен Шахназаров» (тв); 2001— «Зона недосягаемости»*, реж.-опер., диплом I Вкф «Живая вода» за лучшую опер. работу (Петропавловск-Камчатский, 2001); «Предсказание».
Снял 115 сюжетов для кинопериодики и более 750 сюжетов, очерков, репортажей, фильмов для ТВ. Реж.-опер. 16 технико-пропагандистских фильмов, реж. 30 к/ж.
Окончил 4 курса операторского ф-та ВГИКа. С 1944 — асс. оператора, в 1950 — 1955 — оператор Иркутской ст. кинохроники, в 1955 — 19б8 — ператор к/ст Алма-атинской ст. худож. и хроник. фильмов / «Казахфильм».
1950 — «Лес — Родине»; 1951 — «Дорога на океан»*; 1952 — «Красноярские столбы»; «Советская Хакассия»; «Сокровища сибирской тайги»; 1953 — «За Полярным кругом»*; 1954 — «Первая весна»; 1955 — «Наступление на целину продолжается»; «Кукуруза в Казахстане»; 1956 — «Битва за миллиард»*; «Бобовые культуры в Казахстане», реж.-опер.; 1959 — «Голубой Алтай»; «Краде ная жизнь»*; 1960 — «Автоматизация животноводства СССР»; «Алтын Сандык».
Снял более 600 сюжетов для кинопериодики.
В 1967 окончил ф-т журналистики КазГУ им. Кирова. С 1960 — асс. оператора, в 1972 — 1973 — оператор Усть-Каменогорского ТВ, в 1973 — 1984 — оператор к/ст «Казахфильм», в 1985 — 1995 — оператор Вологодского корпункта ЛСДФ / СПб. ст. докум. фильмов.
1972 — «Орлы слетаются»; 1973 — «Миллиард»; «Новь степного края»*; 1974 — «Борьба с засухой»; «Юбилей великого подвига»; «Казахстан-74»; 1976 — «Сказание о казахстанском миллиарде»; 1977 — «По туристским тропам Казахстана»; «Основной закон великой страны»; 1978 — «Главная линия»; «Киевский краснознаменный»; «Кустанайские горизонты»*; 1979 — «Урожай-79»; 1980 — «Земля подвига Тургай»; 1981 — «Урожай-81»; 1982 — «Моя республика»* (п/м); 1983 — «Снег и урожай»; 1984 — «Бригада на подряде»; 1986 — «Эксперимент вологодского агропрома»; 1989 — «Возвращение домой»; «Возродись из руин»*; «Одинокая старость»; «Белозерск»; 199— «Крещение в тюрьме»*; «Лесная школа»; «Перекресток»; «Петров день»; 1991 — «Сказка о попе-бомже и церковном старосте коммунисте»; «Кому на Руси жить хорошо».
Снял более 500 сюжетов для кинопериодики.