В основу раздела легли материалы справочника-каталога "Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я", который вышел в 2005 году в издательстве "Материк" при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и Научно-исследовательского института киноискусства (НИИ киноискусства) тиражом — 500 экземпляров.
В связи с тем, что информация справочника актуальна на 2005 год, редакция сайта оставляет за собой право вносить необходимые изменения. Если вы обладаете дополнительной информацией о кинооператорах, представленных в справочнике, вы можете отправить её на e-mail: info@csdf.su, и мы дополним справочник.
Автор идеи и составитель уникального справочного издания "Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я" — кинооператор Вадим Горбатский. Работа над изданием велась автором в течение пяти лет. В справочник вошли сведения из "Кинословарей", каталогов и другой специальной литературы, а также собранные Вадимом Горбатским материалы из архивов киностудий, Союза кинематографистов и ВГИКа. В ходе работы над изданием автору пришлось столкнуться с рядом трудностей: например, многие документы оказались несистематизированными или утраченными. Работа над справочником велась в сотрудничестве с киноведом, историком кино Александром Дерябиным, который взял на себя труд по систематизации и проверке данных. Тем не менее составители часто не имели возможности перепроверить ту или иную информацию. Некоторые названия фильмов отмечены звёздочкой (*) — это означает, что автор-составитель справочника считает этот фильм особенной удачей данного оператора.
В настоящее время издание является библиографической редкостью и предназначено для специалистов и почитателей документального кинематографа. Информация о кинооператорах ЦСДФ, собранная в справочнике, также легла в основу раздела "Персоналии" сайта #МузейЦСДФ.
Список сокращений справочника
авт.-опер. — автор-оператор
авт. сцен. — автор сценария
асс. — ассистент
ВГИК — Всероссийский Государственный институт кинематографии им. С. Герасимова
ВКСР — Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР
Вкф — всесоюзный кинофестиваль
ВОВ — Великая Отечественная война
Вф — Всесоюзный фестиваль
гл. опер. — главный оператор
гос. — государственный
ГТК — Государственный техникум кинематографии
деят. — деятель
докум. — документальный
заслуж. — заслуженный
игр. — игровой
ин-т — институт
иск-во — искусство
к/а — киноальманах
КВС — киновидеостудия
КГИТИ — Киевский Государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого
комб. — комбинированный
к/м — короткометражный
к/ст — киностудия
к/ф — кинофестиваль
ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров
маст. — мастерская
Мкф — международный кинофестиваль
ММкф — Московский международный кинофестиваль
монтаж. — монтажер
мульт. — мультипликационный
нар. — народный
науч.-поп. — научно-популярный
нац. — национальный
опер. — оператор, операторский
опер.-пост. — оператор-постановщик
п/м — полнометражный
пр. — приз
прем. — премия
реж. — режиссер, режиссерский
реж.-опер. — режиссер-оператор
рук. — руководитель
с. — серия
СК — Союз кинематографистов
ст. — студия
сцен. — сценарист, сценарий
театр. — театральный
ТВ — телевидение
тв — телевизионный
Т/О — телевизионное объединение
ун-т — университет
ф-т — факультет
хроник. — хроникальный
худож. — художественный
ЦТ — Центральное телевидение
ш/э — широкоэкранный
ш/ф — широкоформатный
В 1969 окончил юридический ф-т Ереванского ун-та. В 1955 — 1968 асс. оператора к/ст «Армен-фильм», в 1968 — 2000 оператор Ереванской ст. хроник.-докум. и науч.-поп. фильмов «Айк».
1968 — «Жил человек» (игр.), 2-й опер.; 1969 — «Мы и наши горы» (игр.)‚ 2-й опер.; «Взрыв после полуночи» (игр), 2-й опер.; 1970 — «Ленин и Али» (игр., к/м); «Путешествие в Эрзрум», реж.-опер.; «Сделано в Армении»; 1971 — «Белое поле»; «Если даже не будем писать»; «Победи себя»*; 1972 — «Портрет»; «Чаренцован»; 1973 — «Акоп Коджаян»; «Иосиф Орбели»; «Васпуракан»; «Ласточка»; «Свет и тень»; 1974 — «Виктор Амбарцумян»; «Матенадаран»; «Арагац»; «Дружба навеки»; «Ереван»; 1975 — «Все цвета радуги»*; «Огни Мецамора»; «Плоды земли»; 1976 — «Земля родная»; «Чемпионы»; 1977— «Песнь глины»*‚ реж.-опер.; «Рука в руке»; «Соль»; «Тепло железа»; 1978 — «Равнодушие»; «Свет, подаренный людям»; 1979 — «Говорит Эмин. Избранное»; «Начдив Железной»; «Я, ты, он, она»*; 1980 — «И пойдут поезда»; «Варпет Мартан»; «Немой свидетель»* (игр); «Разданский вариант»; 1989 — «Ануш» (игр.); «Вааган Давтян»; «Девятый вал»; 1984 — «Происшествие» (игр., к/м); «Тропинка в небо» (игр.‚ к/м); «Богатый гектар»; «Говорящие камни»; 1985 — «Все остается людям»*; «Как кот ремеслу учился» (игр.‚ к/м); «Миллионы Малхасяна»; 1986 — «Скрипичных дел мастер»; «Возраст любви»; «Главное дело»; «10 минут по Армении»; «Играет Владимир Арутюнян»; 1987 — «Оганес Зардарян»; «Портрет в музейном интерьере»; «Сказка о птуще»; «Хочу отвечать за все»; 1988— «Скульптор Токмаджан»; 1989 — «Боже, за что?» (игр); «Армянские тропы Карпат»; «Доноры»; «Урок милосердия»; 1990 — «Донские оровелы»; 1991 — «Самое ценное лекарство»; 1992 — «Что вера в Бога?»*, авт.-опер.; 1993 — «Вернисаж»; 1996 — «Плен дракона»; 1997 — «Реквием».
Жеребцов Анатолий Павлович (1923, Ростов-на-Дону — 1994, Грозный, Чеченская республика) — журналист, переводчик, кинооператор-документалист. Окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета (РГУ). В 1951 — 1992 — журналист, редактор, фоторепортер в газетах Ростова-на-Дону, Владикавказа, Грозного. Работал журналистом, затем заместителем гл. редактора в газете «Грозненский рабочий». В 1965 — 1993 — кинооператор, работал на Грозненской студии ТВ.
Погиб в Грозном при обстреле больницы в начале Первой чеченской войны.
Внучка — Полина Жеребцова, писатель, поэтесса; автор "«Чеченского дневника». 1994 — 2004 гг."
Анатолий Жеребцов снимал сюжеты для телевидения Северного Кавказа и ЦТ.
"Однажды в Грозный приехал Владимир Высоцкий и после съемок на телевидении, всю ночь играл на гитаре в доме дедушки, изрядно раздражая мою будущую маму, которой утром нужно было идти на учебу.
На память об этой встрече художник-антифашист Леонид Иванович Царицынский подарил Владимиру Высоцкому свою картину «Женщина - вампир» и листовку с призывом к восстанию, написанную его кровью на мешковине в лагере Бухенвальд. Познакомившись в доме моего деда, знаменитый певец и грозненский художник подружились. Владимир Высоцкий несколько раз приезжал в Грозный с неофициальными визитами.
Затем Анатолий Павлович прятал отснятую кинопленку о приезде Владимира Высоцкого в Грозный, которую руководство попыталось уничтожить. Кинопленку всё-таки спасли, передавая друг другу всей съемочной группой, и фильм удалось сохранить..."(Источник: "П. Жеребцова. «Путешествие в память»")
В 1935 окончил операторский ф-т ВГИКа. В 1935 — 1948 оператор Новосибирской ст. хроник.-докум. фильмов, в 1948 —1965 на Свердловской к/ст.
1935 — к/ж «Наука и техника»; 1937 — «Животноводство в Монголии»; 1938 — «Благоустройство колхозного села»; 1939— «Байкал»*; 1940 — «10 лет Ханты-Мансийскому округу»; 1941 — «Механизация животноводства»; 1948 — «Верный ДрУГ>>*; «Находка»; 1949 — «Руслановское движение»; 1950 — «Омский племсовхоз»; 1956 — «Здравствуй, земля Сибирская!»*; 1964 — к/ж «Новое в металлургии».
Снял 100 сюжетов для кинопериодики, 46 технико-пропагандистских фильма. *
С 1956 асс. оператора, в 1958 — 1969 оператор к/ст «Таллинфильм».
1956 — «На задворках» (игр.)‚ асс. опер.; 1958 — «Первая коммунистическая»; «Таллинские спортигры»; 1960 — «Нас песня зовет и ведет»*; 1961 — «Семикальцит»; «Труженики моря»*, реж.-опер.; 1962 — «Здравствуйте, девушки»; 1963 — «Янтарь»; «Советское спортивное оружие»; 1964 — «Советское строительное стекло», реж.-опер.; «Советские экспортные спички», реж.-опер.; 1965 — «Эстонские горючие сланцы»; 1966 — «Оценка быков-производителей по качеству потомства», авт.-опер.; 1968 — «Советская Эстония»; «Балтийское море»; «Они говорят», реж.-опер.
Снял 430 сюжетов для кинопериодики.
В 2002 окончил 5 курсов операторского ф-та ВГИКа. С 1986 асс. оператора, в 1990 — 1996 оператор ЦСДФ / РЦСДФ, с 1996 на ТВ.
1990 — «Братья по оружию»*; 1991 — «Отвори потихоньку калитку»; 1992 — «Гусь врачу не товарищ»; «Не оставляй меня, надежда»; «Ошибка Королевой»* (п/м); 1993 — «Слово о Ельце»; 1994 — «Страсти по Евгению»; 1996 — «Свет юнги».