15.03.2021

За шесть дней Бог создал Свет и отделил его от тьмы, небо, солнце и луну, звезды, землю, растительность и всякую живность; из праха земного Бог создал, по своему образу и подобию, человека, а  из ребра, взятого у спящего человека, сотворил ему помощницу – женщину-жену. Человека Бог назвал Адамом. В буквальном переводе с древнееврейского языка  – «человек из красной глины».  Жене Адам  дал имя Ева – «Жизнь». Она стала матерью всех живущих.

Но, к сожалению, Адам и Ева не исполнили заповедь Бога: не есть плодов с дерева познания. Ибо они,знающие добро и зло, станут как боги. За нарушение заповеди Бог выслал их из Едемского (райского) сада, чтобы отныне Адам возделывал землю, где будет  жить, и чтобы он не вкусил от дерева жизни, растущего в Едемском саду, и не стал жить вечно:

 – В поте  лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.

У Евы и Адама было три сына: Каин и Авель – близнецы  и Сиф, родившийся позже. Каин стал землепашцем, а Авель – скотоводом.

Каин, обидевшийся на Авеля за то, что  Господь предпочел дар Авеля (первородных овнов своего стада) дару Каина (плодов,  выращенных на обрабатываемой им земле) убил Авеля. Как пишет евангелист святой Апостол Иоанн о Каине: «Который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведными».

Евангелист  святой Апостол Лука причисляет Авеля к пророкам и Апостолам, убитым или изгнанным и потому предрекает, согласно завету Спасителя: «Да взыщется…кровь всех пророков, пролитая от создания мира».

Каин сделался первым убийцей на земле, и не только убийцей, но братоубийцей, Авель же – первомученик. Каин был проклят Богом. Он стал изгнанником и скитальцем на земле и поселился  с женой в земле Нод к востоку от Едема, где потом расселилось их многочисленное потомство.

Адам и Ева родили еще сына Сифа.  Поколение Сифа росло: Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусал – Ламех – Ной. У всех последующих потомков Сифа  было свое  многочисленное потомство, тем более люди ветхозаветного времени жили очень долго. Детородный период был до  глубокой старости. Ламех родил Ноя в 182 года!

Ной (покой, успокоение) был десятый и, как оказалось, последний допотопный патриарх по прямой линии от Адама. У  Ноя было три сына – Сим, Хам, Иофет.

Как написано в книге «БЫТИЕ», Ной: «был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом».   

 Население Земли множилось, нравственность падала, пренебрегается Дух Божий, верх берут плотские влечения. И Господь раскаивается в содеенном: земля растленна и наполнилась злодеяниями – «плоть извратила путь свой на земле».

Бог решает истребить все на земле:

  – Я наведу на землю потоп водный…  Все, что есть на земле, лишится  жизни.

За высокую преданность Ноя Бог предлагает ему построить Ковчег, взять с собой сыновей, жену, жен сыновей, всех божьих тварей по паре. Ной сделал все, что повелел ему Бог. Ною было 600(!) лет.

 Через семь дней воды потопа пришли на землю. Дождь лился сорок дней и ночей, но вода усиливалась еще сто пятьдесят дней. Потом Бог остановил воды, и они  стали убывать. Ковчег Ноя в это время был на горе Арарат, так повествует Библия.

В связи с библейским указанием места, где остановился ковчег, гора Арарат окутана мифами, легендами и различными историями. Но, несмотря на многочисленные экспедиции на протяжении многих веков, Ноев Ковчег до сих пор не найден.

Вода постепенно спадала, и Ной открыл сделанное  им окно в Ковчеге и выпускал  несколько раз из окна то ворона, то  голубя, чтобы узнать – ушла ли с земли вода. Наконец, голубь вернулся в ковчег со свежим  масличным листом, значит, земля высохла. Ной

вместе с домочадцами вышел из ковчега и в знак благодарности устроил Господу жертвенник (это был первый жертвенник) для всесожжения чистых животных. Чистые животные (пригодные в пищу) – это животные, у которых раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и которые жуют жвачку.      

Бог дает обет (обещание):

– Я не буду больше поражать всего живущего.

 Знамением и напоминанием ему о его завете Бог назначает радугу в небе.

Бог благословил спасенную им семью Ноя:

– Плодитесь  и размножайтесь, и распространяйтесь на земле, и умножайтесь на ней.

Ной является звеном, соединяющим древний допотопный мир с новым миром, возникшим после Всемирного Потопа. Три его сына  – родоначальники человеческого рода: от них «пошло, есть» население Земли.

Младший сын Ноя Хам оказался очень непочтительным сыном, за что Бог наказал сына Хама – Ханаана проклятием рабства. Ханаан имел многочисленное потомство, земли их расселения получили общее название – земля Ханаанская. Филистимляне – одно из Ханаанских племен, поселись на прибрежных землях Средиземного моря и прожили около 600 лет, пока полностью не ассимилировались израильтянами, оставив этой земле лишь свое имя –  Палестина (Пелешт – по-еврейски), которое переводится как земля Филистимская. Империи Ассирийская  и Египетская были основаны потомками Хама. Прародителем народов, говорящих на афразийских  языках, тоже считается Хам.    

По Библии островное население, включая Британию,  – это потомки Иафета, он же – праотец народов Европы, Северо-Восточной Азии, славян.

Потомство старшего сына Ноя Сима было не менее многочисленно, чем у его братьев Хама и Иафета.  Знаменательно потомство Сима прежде всего тем, что по материнской линии (Богородица Мария), по плоти сам Христос происходит из рода Давида. Евангелисты не указывают родословной Девы Марии, но приводят  родословную Иосифа,  обручника Марии как потомка  «дома и отечества Давыдова». У евреев не позволялось брать жену не только из другого колена, но даже из другого рода или племени.

После разделения единого языка, как средства общения между древними народами, случившегося при строительстве Вавилонской башни, только потомки пяти сыновей Сима, расселившиеся на землях древнего Востока, говорили на родственных языках, образующих единую семитскую группу, а именно, Еврейском, Халдейском, Сирийском, Арабском, Эфиопском.                

Среди потомков Сима особое место в истории древнего Востока занимает Аврам. Он родился  в Халдейском городе Ура. Еще в детстве Аврам получил Божье повеление  оставить землю, родных и родной дом и идти в страну, которую  он (Бог) укажет, а именно, в землю Ханаанскую, населенную потомками Хама, и которую бесчисленные потомки Аврама, а их будет столько – сколько звезд на небе, сколько на земле песка, получат во владение. Многое пережил Аврам во время этого похода: голод, вынудивший Аврама идти в Египет, возвращение из Египта, одаренным Фараоном скотом, серебром и золотом, пленение его племянника Лота и вооруженная борьба за его освобождение, рождение сына Измаила от служанки-египтянки Агари, так как Сара – жена Аврама была бесплодна. Аврам, будучи искренним, верным и богобоязненным почитателем Господа, удостаивается большого Божьего благоволения и божьей милости. В своих видениях Авраму Бог предрекает ему – у него от Сары родится сын и потомки его будут многочисленны, что они будут 400 лет в порабощении в чужой стране, а  после пленения снова возвратятся в обещанную (обетованную) землю Ханаанскую. В Библии в книге « Бытие» написано:

«… Весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы , и цари произойдут от тебя… И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное;  и буду им Богом».           

В должное время все Господние обещания были исполнены. Сара (теперь по божьему повелению – Сарра, мать всех народов и царей, а Аврам – Авраам, отец множества) родила в 90 (!) лет сына, нареченного по воле Господней Исааком. Все права первородства по велению Бога получает Исаак, но за верность Богу Агари, ее сын Измаил тоже не забыт Богом: Бог благословил Измаила и обещал, что род его будет великим народом. Поселились измаильтяне, теперешние арабы,  на восточных землях Палестины. Арабы и теперь называют гору Синай горой Агари в память о ней как праматери арабского народа. Пророк Магомет выдавал себя за потомка Измаила.         

Видимым знаком, символом Божьего Завета между Авраамом и Богом было установлено обрезание:

«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени», – так написано в «Бытие».

На долю Авраама выпадает еще одно тяжелейшее испытание. Для подтверждения стойкости его веры, его повиновения, Бог предлагает Аврааму принести в жертву сына – Исаака. Авраам приходит с сыном своим Исааком на гору Мориа (в настоящее время она более известна как Храмовая гора), чтобы принести его в жертву Господу, но был остановлен милостью Всевышнего. Относительно Исаака у многих восточных народов до сих пор сохранились легенды и поверья.

Значительно позже,  только в XI веке до нашей эры, в    память о месте жертвоприношения Авраамом Исаака великий и мудрый царь Иудеи Соломон построил первый  иудейский Храм. Еще до Соломона самый чтимый иудеями царь Давид был намерен построить Храм для поклонения Господу.  Были разработаны  план и чертежи строительства Храма, собраны средства, но Давид не успел осуществить своих намерений и завещал осуществить это своему сыну Соломону, воцарившемуся на Иудейском престоле после него.    

После смерти  Сарры Авраам взял в жены Хеттуру, у них появилось на свет еще шестеро детей. Потомки Авраама и Хеттуры расселились в землях, прилежащих к Чермному (в настоящее время –  Красному) морю на территории теперешней Аравии, куда их отправил Авраам – подальше от любимого сына Исаака.

У Исаака было два сына – близнецы Яков и Исав. Первородным был Исав, но Яков  выкупил у Исава  за хлеб и похлебку из чечевицы первородство. По наставлению своей матери Ревеки Яков обманным путем получает благословение отца, предназначенное для первенца. Боясь гнева Исава, Яков по совету матери (он был ее любимцем),   удаляется в Месопотамию, родину Ревеки. Во время своего путешествия Якову было видение, в котором Бог обещал ему, что он не оставит Якова, сохранит его в пути и возвратит в мире в дом отца. Яков дает обет:

 «…Будет Господь моим Богом».

После двадцатилетней жизни в Месопотамии, разбогатевший Яков решает вместе со своими четырьмя женами возвратиться в отчую Ханаанскую землю, примириться со своим братом Исавом.

В одну из ночей своего пути в отчий дом он встретился с Богом:

– Я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя…

Бог Якову повторяет данный ранее обет:

 – Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему…   

Яков получает от Бога новое имя – Израиль. Печальной и скорбной была жизнь Якова: старшие сыновья  очень завидовали своему младшему брату Иосифу – любимцу Якова и, избив Иосифа, они бросили его в канаву, а затем, сказали Якову, что Иосифа растерзал хищный зверь, на самом же деле они  продали его купцам измаильтянам, те шли со своим товаром в Египет. Волей Бога и судеб Иосиф, став взрослым, оказал много услуг Фараону, и  становится  самым  приближенными доверенным человеком Фараона, а затем и вторым лицом в Египте, самым богатым и влиятельным лицом Египта. По преданию, среди египтян сохранилась память о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Один из Египетских каналов носит его имя – канал Иосифа.

Безводье, засухи (иногда по несколько лет подряд) свирепствовали на Ханаанской Земле, вынуждая население покидать родные места и переселяться в соседние земли. Чаще всего в поисках хлеба ханаанские племена отправлялись в Египет, наиболее процветающую страну того времени. Однажды в прибывших людях Иосиф узнает своих братьев, некогда  поступивших так жестоко с ним, лишивших его отцовского крова с детских лет. Иосиф также узнает, что отец его жив. Спустя время, Иосиф, разработав хитроумный план, удачно осуществляет его, приглашает жить в Египет отца и прощенных им свих братьев. Яков (Израиль)  и его сыновья переселяются со всем своим потомством, слугами и имуществом в Египет, где гостеприимно их принимают Фараон и Иосиф. Яков прожил в Египте семнадцать лет до своей смерти. Умирая Яков-Израиль, завещал Иосифу:

– … Похоронишь меня в Египте…  И Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших. Я даю тебе преимущество пред братьями твоими».

Яков собирает своих сыновей и объявляет им свою волю: он делит Ханаанскую землю на двенадцать уделов-колен между своими двенадцатью сыновьми: Рувимом, Симеоном, Ливием, Иудой, Завулоном, Иссахаром, Даном, Гадом, Асиром, Неффалимом, Иосифом, Вениамином. Яков благословляет Иосифа, называя его Пастырем и твердыней Ханаанской Земли, которая  получает новое название – Израиль, а его народы стали называться евреями. Позже колено Ливия (левиты) было выделено для богослужебных обязанностей, а удел Ливия был разделен Иосифом между его сыновьями – Ефремом и Манассином.

Считается, что слово «Еврей» произошло от имени патриарха Евера – правнука Сима или образовано от глагола “eber”, обозначающего «пришелец из другой страны». Иудеями евреи стали называться по имени Иуды –  сына Якова-Израиля. Колено Иудино, во главе которого стоял Иуда, было самым многочисленным и  могущественным, самым воинственным.

Имя Иуда было очень распространенным в те патриархальные времена. Иуда Искариот, бывший одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и предавший его за тридцать сребренников, жил многими тысячелетиями позже.

Голод, лишения и унижения, нищета выпавшие на  скитавшихся по чужим землям в поисках лучшей доли   людей,  вынуждают их искать защиту и помощь в окружающих их предметах живой и неживой природы, включая солнце, луну, звезды, обожествляют их. Создаются их изображения, некоторые из которых  сохранились  до  нашего времени  и хранятся в музеях. 

Вера в обожествление окружающего мира, то есть вера в тленных богов  в истории получает название   идолопоклонство или  язычество.    Эта форма  веры сохранилась  во многих странах современного мира до сего времени.  

Почитание истинного нетленного Бога сохранилось только в некоторой степени в потомстве Сима.

Большая часть евреев вынуждена покинуть Ханаанскую Землю и переселилась в соседний Египет: «И усилились чрезвычайно и наполнилась ими земля та», – написано в книге «Исход».   

Усиление и многочисленность евреев вызывали у египтян страх. В отношении евреев египтяне были  очень жестоки – принуждали их к изнурительным тяжким работам, по существу евреи становятся рабами египтян. Новый царь, не знавший Иосифа, приказал убивать новорожденных мальчиков, чтобы приостановить рост еврейского народонаселения. Чудом выжил мальчик, волей случая усыновленный  дочерью Фараона и названный Моисеем (спасенный из воды). Став взрослым Моисей близко принял страдания евреев и тяжело переживал за них.

«И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковым. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог», – написано в книге «Исход» Священного Писания. 

Однажды Моисей увидел необыкновенное явление на горе Синай: весь в пламени терновый куст, который горел и не сгорал. Приблизившись к терновнику, Моисей услышал Божье повеление – идти к Фараону и просить его отпустить евреев из Египта на родину в Ханаанскую, Обетованную  Богом, Землю. После жестокого десятикратного принуждения Богом Фараона к исполнению просьбы Моисея, наконец, Фараон дает согласие на исход  евреев из Египта.

В честь этого события Господь устанавливает праздник Пасхи (слово Пасха произошло от еврейского глагола  «passah» – переходить). Как свидетельство уважения к празднику Пасхи вводится обычай – на праздник Пасхи отпускать одного узника по указанию, выбору народа. Евреи были в рабстве у египтян 430 (!) лет.  

Моисей становится вождем еврейского народа, а его помощником Бог назначает его брата Аарона. Из Египта евреи выходят ночью. В ополчении только мужчин было более 600 тысяч, да еще жены, дети, и разноплеменные люди (книга «Исход»), скарб, не забыли они при этом и кости Иосифа, завещавшего похоронить его в Обетованной Земле. Повёл Моисей евреев через Чермное море и Аравийскую пустыню. Возможно (есть такие предположения), Моисей выбрал такой длинный и трудный путь, а шли они сорок долгих лет, чтобы еврейский народ в своем сознании изжил рабское повиновение. Новое поколение, которое придет в родную для евреев землю, будет свободно от рабского поклонения. За время своего странствия по Аравийской пустыни евреи испытали неимоверные трудности и стали искать покровительства у египетского бога – тельца, сделав его из золотых украшений израильских женщин. Моисей дважды встречался с Богом на горе Синай. В первую встречу с Моисеем Бог огласил десять заповедей, по которым должны жить евреи, и законы церковного и гражданского благоустройства. Эти божьи заветы были написаны на скрижалях, двух каменных досках. Поклонение идолу – тельцу вызвало сильное возмущение Моисея, и он в приступе гнева разбивает скрижали. Моисей возвращается на гору Синай и умоляет Господа простить народу страшное преступление – отречение от Бога и сотворение себе кумира в образе тельца. Бог прощает людей, и Моисей восстанавливает скрижали. Через сорок лет странствования по безводной, лишенной всего живого пустыне, евреи пришли в страну Идумею, пограничную с Обетованной Землей, заселенную потомками Исава. Моисею  не удалось войти в столь желанную Землю, к которой он шел сорок лет: он умер вблизи города Иерихона, его приемником стал Иисус Навин. Моисей почитается еврейским народом как вождь, законодатель и пророк. 

Моисей был первым Боговдохновенным писателем: пять первых книг «Ветхого Завета» «Пятикнижие» принято считать написаны им.

В «Новом Завете»  Моисей  причислен к  пророкам. Апостол Лука в своем «Евангелии» пишет:«И когда молился, вид Его лица изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия».

Об этом же событии писал и евангелист Матфей.

Моисей – великий законодатель: десять заповедей, оглашенных Богом и записанных Моисеем на скрижалях, до сего времени – основа духовной жизни не только евреев.

Первые четыре заповеди написаны на одной доске и содержат указания по познанию и почитанию Бога:

  1. Я есть Господь Бог твой; да не будут у тебя богов иных, кроме меня.
  1. Не сотвори себе кумира.
  2. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  3. Помни день субботний.

Следующие шесть заповедей определяли семейные и общественные отношения между людьми:

  1. Почитай отца и мать твою.
  2. Не убий.
  3. Не прелюбодействуй.
  4. Не укради.
  5. Не лги.
  6. Не завидуй.     

Прелюбодеяние – это не только сексуальная распущенность, это – отвержение, непринятие предназначенного Богом людям.

Под руководством Иисуса Навина израильтяне переходят реку Иордан и вступают на Землю Обетованную, к которой так долго с такими трудностями шли, но еще предстояли жестокие войны с народом, жившим там. В течение шести лет продолжались эти войны, закончившиеся, наконец, победой израильтян, и Навин приступает к разделу Обетованной Земли, согласно  завету Якова.

После смерти И. Навина не нашлось в Израиле человека, равного ему по качествам, определяющим этого человека как лидера, способного руководить страной. Израильские племена рассеялись по Ханаану, занимая мирно или с борьбой, выделенные им И. Навином уделы.

Коренное население превосходило израильтян, людей пустыни, по цивилизации, культуре. Бог Израиля, согласно Синайскому законодательству, требовал от израильтян добродетельной жизни, молитв, исполнения религиозных обрядов. Местные боги были более близки израильтянам в силу человеческой слабости, идолопоклонство сопровождалось всякими душевными и чувственными наслаждениями. Единство религии и закона, объединяющие израильтян,  разрушалось, падала нравственность, творились бесчинства. Но видно, страх божьего наказания за отступничество от Истинного Бога, безнравственность беспокоили души израильтян: следовало молитвенное обращение к Богу с просьбой всепрощения, и Бог прощал их. По Божьей милости появлялись мудрые люди, которые восстанавливали у евреев истинную религию, помогали освобождаться от рабства, разрешали спорные вопросы. Эти люди назывались судьями – верховными вождями. Период  Судей, как он обозначается в Библии, длился четыреста лет. 

Последним судьей был Самуил (родом из колена Ефремова), которому Бог дал дар пророчества. Самуил установил мир в Ханаане, призывал израильский народ к благочестию и соблюдению закона. Святость и правосудие были в основе его действий.  В конце своей жизни, по просьбе народа, Самуил назначает первым царем Израиля Саула из колена Вениаминова.                                                                                   

Израиль становится Царством, то есть монархическим государством и – это X век до нашей эры. Саул правил Израилем  сорок лет и погиб в битве с Филистимлянами.

По велению Божьему Пророк Самуил, помазал Давида на царство еще  при жизни царя Саула. Давиду было девятнадцать лет, и он был оруженосцем Саула. Воинская доблесть и высокие человеческие качества позволили Давиду занять высокое положение при царском дворе и войске Саула. Победа Давида над Голиафом (грозный великан, наводивший ужас на воинов Саула) прославила Давида среди народа.  Слава Давида, его мужество, мудрость, боязнь за свою власть вызывали зависть у Саула, и он начинает преследовать Давида, вынужденного, в следствии этого, удалиться  сначала в пустыню, потом в Хеврон. В одной из ожесточенных битв с филистимлянами Саул, потерпевший жестокое поражение, кончает жизнь самоубийством: будучи израненным, чтобы не попасть в плен, он падает на свой меч. По Божественному указанию иудеи избирают Давида царем. Он царствовал над коленом Иудейским семь с половиной лет. В конце концов, распря между домами Саула и Давида заканчивается, и Давид торжественно провозглашается Царем над всеми коленами Израилевыми.  Израиль становится единым государством.

Давид окончательно покоряет филистимлян, могучих и постоянных соперников израильтян, также претендовавших на владение Ханааном. Филистимляне полностью были ассимилированы евреями, но остались в истории: земля, на которой они прожили 600 лет, носит до сих пор имя – Палестина. В настоящее время существует и государство с названием  Палестина.

Покорив племена, жившие к востоку от Иордана, взяв под контроль большую часть Сирии, а также важные сухопутные маршруты из Месопотамии и Малой Азии в Египет, Давид обеспечил Израилю господствующее положение среди стран Малой Азии.    

Давида чтут и как священного писателя и пророка: одна из книг «Ветхого Завета» –  «Псалтирь» содержит 78 псалмов (хвалебных песен)  Давида. Эти псалмы до сих пор читаются и в христианском Богослужении.

Давид переносит центр монархии из Хеврона, своей прежней столицы, в Иерусалим, в то время не  принадлежавший ни одному израильскому племени, как сейчас сказали бы, «свободный город». Понимая, что важнейшим атрибутом власти является царский дом, Давид строит для себя  роскошный дворец в Иерусалиме. 

Давид  переносит в свою столицу священный символ израильтян – Ковчег Завета, ларец, в котором хранились скрижали Завета, символ присутствия Бога, оберегавшего израильский народ. С этого времени царская власть приобретает и сакральный смысл. Для сохранности Ковчега Завета  Давид построил в Иерусалиме Скинию.

Царь Давид, по существующему в Древнем Востоке обычаю – украшать столицу храмом в честь почитаемого божества,  решает построить в столице Храм: не может «ковчег Божий находится под шатром».  Он лично занимался разработкой проекта строительства Храма.

По неизвестным причинам  Давид не смог осуществить свой план, полагают, что по Божьей воле. Он совершил большой грех: вступил в незаконную связь с красавицей Вирсавией, а потом  устроил насильственную гибель ее мужа-военачальника Урии Хеттеянина, чтобы уже законно жениться на Вирсавии.  Библейские авторы считают, что Давид совершил также большой грех, решив провести в Израиле перепись населения, не проявил должной веры в Бога, считавшего это действо неисполнимым: «Если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет».

Давид правил Израилем в общей сложности 40 лет: семь лет он был царем Иудеи и 33 года – царем всех евреев объединенного им государства Израиль. В конце жизни Давид передал власть младшему и любимому сыну от Вирсавии   Соломону.                          

Соломон вошел в историю как мудрый, умный, высокообразованный царь, при котором Израиль достиг большого прогресса в  развитии наук,  строительстве, культуре и искусствах.

Соломон – автор книг: «Притчи Соломона», «Екклезиаст», «Премудрости Соломона», а также «Песнь песней».

В 960 г. до н.э. Соломон приступил к строительству Храма, согласно завещанию и указаниям отца. Храм был построен за семь лет.  От храма до нашего времени  не осталось никаких следов. Археологи считают, что Храм располагался примерно на том месте, где сейчас стоит исламская мечеть Куббат-ас-Сахра, более известная как мечеть «Купол скалы». Кроме религиозного назначения Храм служил хранилищем несметных богатств Соломона. На горе Мориа (Храмовой) полагают находился и царский  дворец, по масштабам и величию, очевидно, превосходивший Храм: он строился тринадцать лет. В дворце размещалась не только царская резиденция с великолепным тронным залом и царским троном из слоновой кости, но и покои его многочисленных жен (700!) и наложниц (300!). Для наиболее важной жены Соломона – дочери Фараона был построен отдельный дворец.  Для жен и наложниц, большая часть которых была язычницами, были построены капища. Содержание дворцов, огромные расходы на роскошную жизнь любимых женщин требовали больших средств. Соломон, под влиянием своих жен и наложниц, начинает уклоняться от веры своих отцов, вводит в Израиле непосильные налоги и тяжелый оброчный труд  для осуществления строительных работ, что приводит к отчуждению от царя и возмущениям.  Соломон правил Израилем сорок долгих лет. 

После смерти Соломона приемником Соломона становится его сын Ровоам, который на требования народа облегчить подати, наложенные  Соломоном, отказался исполнить это требование. Десять северных племён, возмущенные отказом, объединяются в государство – Израиль и выбирают царем Иеровоама.

Только два колена, Иудино и Вениаминово, остались верными Ровоаму и образовали Иудейское Царство.

Государство Израиль, созданное Давидом, распалось на два отдельных царства (928 год до н.э.) Иудейское и Израильское. С распадом единого государства израильский народ вступает в длительный период междоусобных войн и религиозных конфликтов.

В X-VIII веках до н.э. соседями Израиля и Иудеи были два грозных государства – Египет и Ассирия. В 721 году до н.э. ассирийская армия завоевала и Израиль, и Иудею. Большая часть населения депортирована в Ассирийскую империю. Израиль как государство было уничтожено: оно на тысячелетия потеряло свою самостоятельность и народность.

Только в ноябре 1947 года было создано по Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН единое государство Израиль. Город Иерусалим наделен статусом международной территории.

Иудея сумела сохранить свою целостность, хотя была в полной зависимости от Ассирии. Ко всему, ассирийские завоеватели принудили иудеев к идолопоклонству.

Иерусалим этого времени нельзя назвать столицей: Иудея не была самостоятельным государством, но все же он был развивающимся и растущим городом, продолжался период сакрализации города. К концу VII до н.э. Иерусалим превращается, по существу, в город-государство. Относительное благополучие Иерусалима закончилось с появлением в Древнем мире  новой державы – Нововавилонского  царства со столицей Вавилон. Завоевав Ассирию и Египет, Вавилон  не оставил без «внимания» вассальные территории этих стран. Иерусалим отказывается подчиниться требованиям Вавилонсого царя Новуходоносора II, и, в конце концов, вавилонцы захватывают Иерусалим и стирают его с лица земли вместе с Храмом, построенным Соломоном. Большая часть населения Иерусалима была уведена в плен в Вавилон.

Через несколько десятилетий после этих трагических  событий пала Нововавилонская империя.

Возникло новое государство персов во главе с царем Киром II, основателем могущественной персидской империи.  Царь Кир II был не только великим государственным деятелем и полководцем, но и  большим гуманистом. Кир предоставил подчиненным народам определенную автономию  в политических  и религиозных вопросах. В 558 г. до н.э. Кир  объявил, что евреям  разрешено вернуться в Иудею и восстановить разрушенный Новуходоносором Храм. На протяжении ста лет изгнанники возвращались на родину, но большая их часть была вынуждена искать приюта, убежища  в других странах. Вот почему так велика в в современном мире еврейская диаспора.

Персы великодушно профинансировали строительство Храма, вернули сокровища Храма. К сожалению,  бесследно исчезла главная еврейская святыня – Ковчег Завета. Иудеи  благодарно называли Кира II помазанником Божьим. Новый второй Храм был построен к 515 г. до н.э., началось и восстановление Иерусалима. В честь восстановления Храма возникает новый, один из самых чтимых в Израиле до сих пор религиозных праздников – День Искупления, или Судный День. В этот День «вавилонские изгнанники» каялись за свои грехи, приведшие к разрушению Иерусалима и утрате Ковчега Завета. В День Искупления в Храме приносились в жертву два козла – один Богу, а над вторым священник исповедовал грехи еврейского народа. Согласно еврейскому преданию, второго козла уводили в пустыню и сбрасывали со скалы: грехи возлагались на «козла отпущения». Этот метафорический образ со временем вошел во многие языки мира (в том числе, и русский язык). «Козел отпущения» как сосредоточение всех человеческих грехов и пороков обозначает как отдельные личности, так и целые народы. В этой трагической роли на протяжении тысячелетий оказывались и сами евреи.

Империи во всё обозримое историческое время рождались, росли, мужали и расцветали, но, в конце концов, приходил и их черед исчезнуть. На мировом небосводе появилась новая  Римская империя, во главе с императором Александром Македонским, выдающимся полководцем, не проигравшим ни одной битвы, блестяще образованным человеком (его учителем был сам Аристотель!), успешным государственным деятелем. Александр Македонский был фараоном Египта, царем Персии, Сирии, Лидии и многих других территорий, простирающихся далеко на восток и юг. Греческая культура, язык, язычество проникают в еврейскую среду обитания, но насильственно религия не насаждалась, иудеи не принуждались к нарушению своих обычаев. Греческое давление значительно усилилось после смерти Александра. Водружение статуи Зевса-громовержца в Храме нанесло нестерпимый тяжелый удар по иудейскому благочестию. Иудея восстала, Храмовая гора была очищена от всех языческих символов. Через 400 лет потери самостоятельности была в Иудее восстановлена государственная независимость.  Шел 164 год до н.э. Религиозно-политическая борьба, междоусобная война за престолонаследие привели к тому, что борцы за Иудейский престол вынуждены были обратиться к римскому полководцу Помпею за помощью. Помощь оказалась роковой для Иудеи: римляне завоевали Иерусалим, разделили страну на несколько административных единиц, и Иудея стала официально частью Римской империи и вошла в состав римской провинции Сирии.

Самая противоречивая фигура этого времени – Ирод, всесильный правитель Иудеи, родоначальник других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Ирод имел титул Царя, хотя подчинялся Римскому Императору. Это был жестокий, вероломный, деспотичный  узурпатор, правивший страной, 33 года.

Ирод, зная и ожидая прихода Мессии и опасаясь за свою власть, убил 14 тысяч Вифлеемовских младенцев-мальчиков, хотя историческая достоверность этого события многими исследователями ставится под сомнение.  Имя Ирода вошло и в русский язык как обозначение злодея, жестокого человека.

С другой стороны Ирод вошел в историю Иудеи как Ирод Великий. Он  осуществил грандиозные проекты по реконструкции Иерусалима, капитально отремонтировал Храм. На месте скромного святилища теперь возвышалось роскошное беломраморное строение, богато отделанное золотом, окруженное колоннадой в стиле греко-римской культуры. При нем была построена опорная стена, поддерживающая искусственно расширенную платформу Храмовой Горы для грандиозного строительства в Иерусалиме. Западная часть Стены, сохранившиеся до сих пор после разрушения римлянами Храма, построенного Иродом, в 70 году н.э., известна  в настоящее время как Стена Плача и является святыней для всего иудейского мира. Сохранилась Башня Давида как свидетель былого величия  Иерусалима. Правда, это имя башня получила позже от ранних христиан, особо почитавших легендарного библейского Царя Давида, из рода которого по преданию происходил Иисус. При Ироде Великом была решена проблема снабжения города водой.

В правление Ирода в Вифлееме приблизительно в 5–7 году до н.э. родился младенец Иисус–Христос–Мессия.

В Священном писании, в книгах  ветхозаветных пророков, предрекалось рождение Христоса (по-гречески) или Мессии (по-еврейски), означающих на этих языках Помазанник. Название помазанник произошло от помазания священным муром (возливанием  на голову елея – оливкового масла), через которое, считается, подаются дары Святого Духа. Помазанниками Божьими в древности были цари, первосвященники, пророки. В одном лице Христос предстал как Пророк, Первосвященник и Царь.

Человеческое имя Господа – Иисус, происходит от еврейского слова «спасать» или «посланного спасти».    

Матфей в своем Евангелии приводит обращение к Иосифу – мужу Марии:

«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в ней есть от Духа Святого. Родит же сына, и наречешь Ему имя  Иисус; ибо Он спасет людей от грехов их».

Через тысячелетия И. Бродский напишет:

«Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца».

В Евангелии от Луки написано:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия его  в чреве». 

С рождением Иисуса–Христа не только началось новое летоисчисление, возникла новая религия – христианство.

____________________________
Первоисточники:

  1. Библия, Москва, 1992 г.
  2. Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва, 1891г. Репринтное издание,1990 г.
  1. Три религии и три мира. Т.В. Носенко.
  2. Избранные стихотворения. И.А. Бродский,1994 г. Серия «Лауреаты Нобелевской Премии».