Кадр кинохроники 1938 года: "Der Führer in Italien".
В конце декабря 2017 года Константин Арцеулов опубликовал пост в facebook, что в связи с переездом дочь фронтового кинооператор Леонида Котляренко Ирина Леонидовна отдает в хорошие руки намецкий кинопроектор.
Из воспоминаний полковника Николауса фон Белова — адъютанта Гитлера:
«Блестящий государственный визит в Италию 3 — 10 мая 1938 г. прошел с большой помпой. По желанию Гитлера, он вместе со своим сопровождением должен был посетить не только итальянского короля. Ему было гораздо важнее уже самим подбором сопровождающих его лиц дать ясно понять, что в данном случае речь идет об ответе на визит Муссолини в Германию прошлой осенью. При этом выяснилось, что для подобного государственного визита такое количество сопровождающих фюрера министров и высших чинов чрезмерно велико. Государство и вермахт представляли Риббентроп, Кейтель, Ламмерс и Майсснер, партию — Гесс, Геббельс, Франк, Гиммлер и Бойлер, да притом — все с женами и каждый с собственным штабом. Поскольку ехали и многочисленные представители прессы, потребовалось целых три железнодорожных состава.<...>
Состоявшийся на третий день визита и с большим нетерпением ожидавшийся Гитлером военный парад принес нам разочарование. Танки и пушки не отвечали новейшему уровню военной техники. Гордость Муссолини «Passo Romano», это подражание прусскому парадному шагу (после поездки в Германию он ввел его для элитных частей вопреки сопротивлению своих советников), производило впечатление слишком скованного и какого-то судорожного, да к тому же и чересчур замедленного. Тем отраднее было видеть прохождение знаменитых итальянских горно-стрелковых частей, так называемых берсальеров...»
(Белов Н. Я был адъютантом Гитлера. — Смоленск; Русич, 2003 г.)
Позже проектор был передан на постоянное хранение в Музей кино, а пленка оцифрована и мы можем её посмотреть.
P.S.
Монтажный лист оператора кинохроники – официальный, строго обязательный вид отчетной документации. В этом документе давалось краткое содержание снятого события, называлось время и место съемки. В обязательном порядке фиксировались ее технические параметры – сорт пленки, на которой осуществлялась съемка, метраж, характер освещения и др. особенности.
А далее в монтажном листе шло полное покадровое описание всего заснятого материала с упоминанием фамилий снимаемых людей, названий местности, воинских подразделений и пр.
В случае необходимости это покадровое описание могло завершаться прямым обращением к работникам студии с объяснением особенностей той или иной съемки – «Снято в сумерках», «Снималось в условиях сильной задымленности и пыли от взрывов» и т.д. В соответствии с этими особыми условиями съемки оператор давал и соответствующие рекомендации по предстоящей проявке материала или его дальнейшему использованию.
Возможно, кинопроектор находился в резиденции командуюшего 1-й танковой армии, входившей в группу армий «A», генерала Эвальда фон Клейста. А кинохронику генерал смотрел для поднятия духа перед тем, как спешно резиденцию покинуть.
Расследование провел корреспондент ТК "Культура" Станислав Анисимов. Эфир 22 июня в 19:30 на телеканале «Россия–Культура» / Новости культуры.