АДОНИС XIV

О документальном фильме Бако Садыкова (1977).

23.01.2021

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Опубликовано на сайте www.elohov.ru12 апреля 2020 года.

Впервые услышать название «козел-провокатор» мне довелось в самом начале 1970-х годов. При просмотре телевизионной передаче в перерыве между актами спектакля артисты собрались у телевизора. Шла политическая программа. И вдруг, один из актеров, выходец из Азербайджана воскликнул: козел-провокатор! Такое обозначение удивило и захотелось спросить, что оно значит. Оказывается на востоке существует специальное занятие для особо обученных козлов, которые ведут, ничего не подозревающих животных, на бойню. Подумалось, что это метафора.

Но много лет спустя, работая в православном  медиа-холдинге, от одного из сценаристов из Армении услышал вновь такое название. От него узнал, что был создан даже документальный фильм об этом. В 1977 году Бако Садыков (мастерская Э. В. Лотяну. - Прим. ред сайта #МузейЦСДФ) из Бухары в Узбекистане, учившийся на экспериментальных Высших двухгодичных курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, снял курсовую работу «Адонис XIV». Кинокартина длится всего 10 минут. Она черно-белая. Но, обладая огромным эмоциональным и эстетическим зарядом, производит мощное воздействие на зрителя.

Оказывается лента была разрешёна для официальных показов только в 1986 году. Что же так смущало руководство в ней. Это всего лишь рассказ о том, как в горах пасутся овцы и козы, взрослые и малыши весело резвятся пощипывая травку. К ним подходит человек в сапогах, лицо которого мы не видим. В руке у него кусочек сахара. Он предлагает его черному козленку, но тот опасаясь не берет и убегает. Тогда сахар предлагается покладистому белому козлику. И тот с удовольствием берет его. Значит готов к будущей деятельности. Ему одевают колокольчики на рога.

В следующих кадрах мы видим уже взрослого красавца козла с волнистой шерстью и колокольчиками на рогах. Это и есть Адонис XIV типичный вожак - вождь. Он ведет доверчивое стадо уже остриженных овец к светлому будущему. Проходят темными коридорами с решетками и приближаются к распахнутым в цеха воротам. И тут Адонис получает свой кусочек сахара. Боязливо он сворачивает в приоткрытую калитку и оказывается на дворе, залитом солнцем. Он доволен, выполнив работу. А его хозяин нажимает кнопку с сиреной о начале разделки.

Проходит Адонис мимо других загонов, где собраны коровы, кони, свиньи, козы, бараны. Он ищет тех, кого также поведет на бойню, зарабатывая каждый раз свое лакомство. Некоторые животные что-то предчувствуют. Коровы отгоняют его, а кони прощаются друг с другом. Некоторые загоны уже пусты. Но вот вожак возглавляет очередное стадо лошадей, потом свиней и ждет новых поступлений жертв. Привозят баранов, они доверчиво идут за вожаком. Потом мы видим их уже остриженными.

Фильм Садыкова не просто документ о работе фабрики по заготовке мяса, шерсти, рогов и шкур. Он весь метафора и предупреждение для тех у кого есть глаза и кто готов увидеть и понять. Не случайно однажды, взглянув за изгородь Адонис видит ларек с игрушками за витриной. Там куклы и зверушки для детей. Вертится карусель, в центре которой красивый козел с огромными рогами. А вокруг него бесконечно движутся по кругу фигурки людей, детей и животных.

Финал картины – крещендо страстей и ужаса. Адонис заглядывает в приоткрытую дверь цеха разделки. Там животных цепляют за копыта на крюк транспортной ленты. Сдирают шкуру, потом тщательно перерезают им горло из которого хлещет кровь. Даже у козла-провокатора это вызывает дикий вопль. Он не берет свой сахар. Хозяин все понимает. Снимает с него колокольчики. И спилив великолепные рога, покрывает лаком и цепляет бирку: Адонис XIV. Вешает туда, где висят рога с бирками предыдущих вождей Адонисов – с I по XIV. Самого бывшего вожака цепляют на крюк и отправляют в разделку.

В финале картины звучит музыка Pink Floyd - Time. Хозяин опять берет два кусочка сахара и идет к стаду, чтобы выбрать очередного козленка - Адониса XV. И такой всегда находится.