11.01.2021

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист.

Христианство и Православие имеют в Сан-Франциско давние корни. Там есть и католические храмы и православные.

Сейчас здесь выстроен большой Православный кафедральный собор Пресвятой Богородицы в честь иконы «Всех скорбящих Радость».



В нем служил известный современный святой Иоанн (Максимович) и теперь хранятся его мощи.
В Сан-Франциско служил Святитель Тихон Московский.
— Православная Церковь, — говорил святитель Тихон 7 марта 1899 года в соборе Сан-Франциско, — имеет основание не только вспомнить некогда бывшее торжество Православия, но и теперь переживать победу Православия и торжествовать ее.
— Как не торжествовать при мысли о том, что, несмотря на всяческие насилия, нападения, противодействия, Православная Церковь сохранила веру Христову, как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, цельности и неповрежденности, так что вера наша есть вера Апостольская, вера отеческая, вера Православная!


Тем, кто отмечает Рождество в городе на западном побережье США удивительно, что здесь нет снега. Елки наряжают, но погода стоит теплая.
Люди гуляют по центральной площади. Обсуждают, какие подарки сделают к Рождеству.
Таким разговором двух молодых людей о рождественских подарках начинается фильм одного из самых известных американских режиссеров Френсиса Форда Копполы.


Фильм так и называется «Разговор». Картина серьезно отличается от всего, что снимал до этого и снимет после прославленный мастер.
Камера отъезжает, и мы видим, что за разговором героев наблюдают несколько человек, которые их прослушивают с помощью самых современных устройств.


Некоторое время спустя, мы узнаем, что крупнейшего мастера прослушки в Америке, которого играет выдающийся актер — Джин Хэкмен, наняли за огромные деньги записать совершенно невинную беседу влюбленной парочки.
Постепенно выясняется, что и Разговор не вполне безобидный, и что работа профессионала слежки уже была связана с гибелью людей.


Он пытается выяснить, чем заинтересовал Разговор директора крупнейшей Компании. Начинает внимательно анализировать магнитную ленту. И приходит к выводу, что людям, которых он прослушивал, угрожает опасность. Пытается как-то предотвратить их гибель. Увидев на столе директора компании фотографию молодой женщины, он понимает, что она его жена. А собеседник, с которым она обсуждала рождественские подарки — сотрудник той же фирмы.

Герою Джина Хэкмана приходится все время скрывать свою профессию. Он страдает от этого. У него нет личной жизни, дома, вещей, семьи. Находит удовольствие только в работе и в игре вечерами на саксофоне в полном одиночестве.
Есть характерная особенность у героя фильма. Он глубоко верующий, католик. И работа вступает в противоречие с его совестью. Он идет на исповедь и пытается выяснить, как совместить уклад жизни человека подслушивающего с христианскими представлениями о морали. Ответа, как и следовало ожидать, он не получает.

Мы узнаем, что в детстве он был тяжело болен, парализован. И исцеление произошло чудесным образом. Память ставит его в определенные нравственные обязательства перед Богом и перед жизнью.
Тогда он пытается предотвратить преступление. Монтирует, убирая шумы, весь разговор влюбленной парочки. В нем явственно слышны слова:
- Если бы он мог, он бы убил нас.
Теперь у него есть доказательство, готовящегося преступления. Но в ту же ночь его обманывают свои же друзья профессионалы и крадут ленту с Разговором.
Он решает вмешаться в готовящееся убийство. Снимает номер радом с тем, где должно совершиться преступление. Устанавливает микрофон и начинает прослушку и запись.
Преступление все же совершено, он слышит крики и видит кровь.


На следующий день он идет в офис Компании, чтобы обвинить директора. Его к нему не пускают. А в роскошной машине рядом со входом в Компанию, он видит ту самую женщину, которую считал убитой и, которую так жалел. Он ничего не понимает до тех пор, пока не видит в газетах заметку о том, что директор Компании в ту ночь погиб в автокатастрофе.

Перед ним раскрывается нить преступления. Оказывается, вся запись разговора нужна была, чтобы завлечь директора в номер гостиницы и расправиться с ним. В преступлении были замешаны и жена, и ее спутник, и заместитель директора Компании.

Сначала семейная драма, потом борьба за власть и контроль над фирмой — такие последовательные выводы делает обычно зритель. Но, в конце картины нашему герою звонят и сообщают, что за ним постоянно наблюдают.
Вот тут он понимает, что над ним, подслушивающим, лучшим специалистом в этой области есть еще более крутые специалисты, которых он не может вычислить и обнаружить их устройств. Разворачивает всю квартиру в поисках жучка и ничего не находит. Единственное, что он не тронул – статуэтка Богородицы. Но, в конце концов, разбивает и ее, думая, что микрофон там. В исковерканной поисками комнате он сидит, играя на саксофоне.

Фильм показывает безнадежность борьбы со злом, которое приобретает вселенский масштаб. Собственно лента продолжает тему Рождественских картин, снятых в Америке,  «Три дня Кондора» и «С широко закрытыми глазами». Герою приоткрывается истинная картина жизни. Но он бессилен изменить ее.
Чтобы понять, о чем собственно хотел сказать режиссер, нужно внимательно вглядеться в заметку, которая сопровождает фото гибели в катастрофе директора Компании. Разве не странно, что сопровождается она текстом о войне Сирии и Израиля?
Метки всегда остаются. Не случайно в Евангелии Спаситель говорит ученикам:
— Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк.8,17)
— Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф.10, 26).

Иллюстративный материал предоставлен автором.