04.01.2021


Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист.

У каждой страны свои традиции встречать Рождество и Новый год.

В России теперь Новый год отмечают дважды: сначала по новому стилю — первого января и второй раз после Рождества по старому.

Часто Новый год сопровождался карнавалом. Все помнят яркий и красочный фильм «Карнавальная ночь», который обычно повторяют.

Так же как и более позднюю ленту — «Эта веселая планета». С хорошей музыкой и замечательными актерами, карнавальная картина и сейчас смотрится во многом лучше современных развлекательных телепрограмм.

Но была в истории кино одна картина, которая выделяется из всех новогодних карнавальных лент. Это произведение известного американского режиссера, жившего в Великобритании — Стэнли Кубрика.

Съемки проходили долгое время в строжайшем секрете.

А когда фильм был показан на закрытом просмотре для узкого круга зрителей, то оказалось, что Кубрик снял вовсе не развлекательное шоу с показом новогоднего карнавала в Нью-Йорке.

Режиссер вытащил наружу самую тщательно скрываемую сторону существования современного американского общества.

Внешне, сюжет достаточно прост. Молодая пара, их играют Том Круз и Николь Кидман, приглашены на новогоднюю вечеринку, где герой встречает своего бывшего однокурсника по медицинскому Университету. Приятель подрабатывает музыкантом на респектабельных приемах. Он рассказал, что должен этой ночью играть с завязанными глазами на карнавале, куда пропускают строго по паролю.

Том Круз решает из любопытства пробраться на эту вечеринку. Лучше бы он этого не делал.

Стэнли Кубрик с такой документальной достоверностью показал, что происходит на шабаше высшей мировой элиты, что становится ясной его внезапная смерть в английском поместье, спустя всего неделю после закрытого просмотра в Нью-Йорке. Такая же, как известного специалиста по химическому оружию лорда Дэвида Кристофера Кэлли, который посмел рассказать, что повода для войны в Ираке не было.

Не случайно, Кубрик пригласил на еще одну ведущую роль другого известного режиссера Сидни Поллака. Но если Поллак только намекал на теневую власть и ее сущность, как в одном из кадров, где показан египетский обелиск в Вашингтоне, то Кубрик показал ее лицо, хотя и скрытое карнавальной маской.

Ритуалы и обряды в фильме настолько достоверны, что по ним можно писать исследование о тайных обществах.

Горловое пение в церемонии и неистовый блуд, как в тайных тантристских обрядах, прямо указывают на призывание и общение с темными духами, которые обещают власть над миром и людьми членам подобных тайных обществ.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал в «Собеседованиях египетских отцов», что ничто так не привлекает демонов, как блуд. Поскольку они сами не могут совокупляться плотски с людьми, но очень услаждаются блудной нечистотой.

В фильме показан и еще один важный смысловой момент. Героиня Николь Кидман признается мужу, что однажды, увидев в первый раз незнакомого мужчину, готова была бросить мужа и ребенка и окунуться в мир похоти.

Все святые отцы подчеркивают, что бес блуда очень силен и способен ввести человека в самые тяжкие и отвратительные грехи. Может он овладеть человеком и внезапно, когда он даже не думает, что находится под чуждым влиянием.

Таких случаев было немало описано в литературе. Вспомним несчастную Наташу Ростову, или судьбу героини фильма «Знахарь».

Очень важно, чтобы человек знал, что такое влияние возможно и понимал, как противостоять ему. Все это изложено у святых отцов, особенно в «Добротолюбии». Вспомним и святую Иустину, которая противостояла натиску насылаемых на нее духов блуда.

Почему же Кубрик назвал свой фильм «Широко закрытые глаза»? Потому, что хорошо знал евангельские слова:

— И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,

(Ис 6. 9-10).

Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

В финале картины герои, которым открылась страшная сущность их жизни, широко закрывают глаза, чтобы не видеть, что с ними происходит и, кто ими руководит.

Фотографии предоставлены автором.