19.03.2017

Трояновский А.М.

Кандидат физико-математических наук, с.н.с. ИФП РАН

Опубликовано: ALEX_N10 

Немногие сейчас помнят о первом удачном сквозном переходе по Северному Морскому пути за одну навигацию на ледокольном пароходе "Сибиряков" (1932 г.). Тогда, несмотря на потерю гребного винта во льдах, на самодельных парусах, экипаж смог выйти из льдов Чукотского моря в Тихий океан, где был взят на буксир "Уссурийцем" и благополучно добрался до Иокагамы (Япония) для ремонта.

Более известна вторая, неудачная попытка пройти тем же путем на пароходе "Челюскин" (1933 г). Зажатый льдами, "Челюскин" был раздавлен и затонул в Чукотском море. Один человек погиб, более ста успели выйти на льды Чукотского моря. Эпопея по спасению людей длилась два месяца, все были вывезены лётчиками, ставшие первыми Героями Советского Союза.
Но мало кто знает о третьем, успешном сквозном переходе с запада на восток за одну навигацию целого каравана судов в 1936 году. Эта экспедиция была полностью засекречена, о ней не было информации в газетах, в служебных документах она называлась "ЭОН-3" — "Экспедиция Особого Назначения". Основной задачей секретного похода была переброска на Тихий океан двух миноносцев "Сталин" и "Войков". На Дальнем Востоке тогда не было судостроительной промышленности и другого пути пополнить созданный Тихоокеанский флот не было. От Балтики до Белого моря корабли прошли по Беломор-балтийскому каналу, полярная экспедиция формировалась в Сороке (ныне Беломорск). Попутно с караваном судов ставилась задача по снабжению северных областей России хозяйственными грузами. Из соображений секретности с военных кораблей были убраны названия, спасательные круги были перевернуты, личный состав был уменьшен до минимума. На корпуса кораблей была одета дополнительная защита от льдов. В походе участвовало до 14 кораблей, всей экспедицией руководил Отто Юльевич Шмидт, в то время возглавлявший Главсевморпуть. С военной стороны экспедицию возглавлял флагман флота 1-го ранга Михаил Владимирович Викторов, командующий Тихоокеанским флотом (офицер русской флота, расстрелян в 1938 году, реабилитирован в 1956 году).
В сети нашел лишь краткую информацию об этом походе, тиражированную несколькими сайтами, как обычно, без указания на первоисточник. Там М.В. Викторов вообще не упоминается, как, впрочем и Шмидт.
В состав экспедиции был включен кинооператор Марк Трояновский, который оставил документальный материал, сейчас материалы из его архива доступны в ГА РФ в Москве. Официальные документы (приказы, список личного состава и др.) по ЭОН-3 находятся в питерском архиве РГАВМФ.

Данное сообщение основано на личном архиве оператора М. Трояновского, кроме негативов, в ГА РФ сохранился дневник, который вел Трояновский во время похода. Этот дневник — уникальный документ, описание того, как проходила секретная экспедиция в 1936 году. Впервые дневник был опубликован в сборнике документов, связанных с деятельностью Трояновского "Я хотел написать книгу" в 1972 году ("Искусство", Москва), в 2004 году вышло повторное издание сборника. Здесь приведены фотографии из его архива, некоторые были опубликованы в сборнике, другие публикуются впервые.

Руководители экспедиции флагман флота 1-го ранга
Михаил Владимирович Викторов и Отто Юльевич Шмидт.
Автор фото: М. Трояновский. 1936 год.

Из-за режима секретности в дневнике нет названий военных кораблей, не указаны и имена их капитанов. Миноносцы "Сталин" и "Войков" шли под № 47 (Кучеров С.Г. и Миловзоров П.Г.) и № 48 (капитан Обухов). Был учтен опыт походов "Сибирякова" и "Челюскина", караван кораблей сопровождали ледоколы. Это ледоколы "Литке" (Хлебников Ю.К.), "Ермак" (Воронин В.И.), "Ленин", "Красин", ледокольный пароход "Садко" (Николаев Н.М.), танкеры "Анадырь" (Бочек А.П.) и "Майкоп", транспорт "Лок-Батан" и др. Кроме экипажа в состав были включены ученые. Участвовала полярная авиация.

Из дневника М. Трояновского:

26 июля 1936 г.
Выехал из Москвы 24 июля, из Ленинграда 25 июля. Прибыли в Сороку 26-го. Трудно распределить мой груз; его много — 19 мест. Распределяем по двум кораблям. Сдаю пленку согласно инструкции. ….

Марк Трояновский в машинном отделении. ЭОН-3. 1936 год.

1 августа 1936 г.
… Уже с 30-го начинаются сюрпризы. У нас портится рулевая машина. Идем на ручном руле, потом отказывает и он. Болтает отчаянно, хотя море и спокойное (не более четырех баллов). … Где-то гудит «Литке». Вот он неожиданно выплыл из тумана. Буксир дали. Пошли, он лопается, и мы снова маневрируем. …

2 августа 1936 г.
Показались берега Новой Земли. Машину починили, пошли своим ходом. ..Вечером зашли в Маточкин Шар и вскоре встали на якорь. Тут нас ждут танкеры с нефтью.

6 августа 1936 г.
На рассвете пришли в Диксон и отправились на берег. Грандиозное зрелище: на рейде 18 кораблей. Почти все наши, новые, красивые. Осмотрели Диксон, угольную гавань, новый Диксон, старый Диксон. Как все выросло! Не узнать с 1932 года…

На фото корабли № 47, № 48 и транспорт АНАДЫРЬ. Автор фото: М. Трояновский.

14 августа 1936 г.
Восьмого ушли с Диксона к своим кораблям. Шли колонной, был густейший туман. Эффектное зрелище. Корабли шли в кильватер, уступом, очень близко друг от друга. Вскоре собралась нас целая армада: «Ермак», «Ленин», «Садко», «Седов», «Литке», «Анадырь» и другие. Вот это зрелище! Этой армаде предстоит выдержать большие бои со льдами.
…Пошли. На другой день уперлись в лед. … Двенадцатого на рассвете дошли до острова Диабазовый. Дальше — сплошной лед. Повернули обратно. С трудом 13-го вечером дошли до кораблей. Их уже стало мало. «Ермак», «Садко», «Ленин» пошли проводить караван судов. «Седов» маячит где-то во льдах на горизонте. Стоит наш караван. В ночь на 14-е вылетал Козлов. На пути кораблей, которые ведет «Ермак», бесконечный лед. В полете Козлов имел вынужденную посадку: тек радиатор……

15 августа 1936 г,
Дела наши, мягко выражаясь, неважны. Сегодня уже третья неделя пути, а мы только и делаем, что рыщем в южной части Карского моря в поисках подходов к мысу Челюскин. …. Утром развернулась безотрадная картина — лед, лед и лед. … Утром рано на горизонте появились силуэты судов. Это караван «Ермака», он тоже безрезультатно бродит во льдах, сжигая уголь. Тревожно положение с углем и у нас. Еще несколько дней, и нам надо будет двигаться не вперед, а идти на Диксон, бункероваться. … Тяжелый, застарелый лед, скованный молодым. Это в половине августа….Неужели наш поход ждет неудача?!



1 сентября 1936 г.
…..Отто Юльевич решил во что бы то ни стало форсировать наш поход. Вызывается ледокол «Ленин», и мы должны идти напролом к островам «Известий» и дальше на восток. Возвратившись к каравану, мы уже находим там ледокол «Ленин». Отто Юльевич переходит на него, и мы — «Ленин», «Анадырь», «Майкоп», «Литке» — трогаемся. Жутко медленно продирается наш караван. «Ленин» впереди, «Анадырь» идет прилично и не отстает, а вот «Майкоп» снова тормозит. Но так или иначе в тумане, во льдах мы тянемся двое суток. Угля выходит неимоверно много. Впереди отчетливо виден растянувшийся по горизонту караван «Ермака» из 11 судов. Мы идем с ним на сближение. Наконец появились заветные острова Скотт-Гансена. Что они нам несут, неизвестно. Самолетная разведка показывает кругом лед. …
Лед, было полегчавший, сейчас снова тяжелее. Капитаны всех судов валятся от усталости, не спали по трое суток.

Перекачка топлива с МАЙКОПА. Автор фото: М. Трояновский. 1936 год.

……«Литке» бьется, подтаскивая отставшие суда.
… События начинают нарастать. Огто Юльевич решил принимать все меры. Из каравана «Ермака» вызывается «Садко». Он отдает «Литке» весь уголь и забирает «Майкоп», который перекачает всю свою нефть куда только можно, на «Анадырь», а, может быть, и «Литке».
Ночь не спим, слушаем Москву.
/ в Москве идут процессы /
«Садко» пришел. С «Майкопа» потянулись шланги. Побежала по ним нефть, и «Майкоп» начал быстро вылезать опустошенным корпусом. Начались работы по бункеровке. Круглые сутки работают под водой водолазы. Затягивают швы и раны, полученные в первых схватках со льдами. Снимаю водолазные работы. ….
Что-то в Арктике льду стало значительно больше, чем в 1932 году….Перешел на «Литке».


Работа водолазов. Автор фото: М. Трояновский. 1936 год.

2 сентября 1936 г,
…. На горизонте вода. Вторые сутки идем на нее, не идем, а ползем. … Стали чаще брать на буксир суда. Однажды «Майкоп», идя на буксире, врезался к нам в корму и превратил ее в месиво. Теперь Хлебников стал брать на буксир «впритык». Одну такую буксировку я снял, выйдя на лед. Но обратно попасть на «Литке» не смог. Пришлось на ходу вскочить на «Майкоп», а потом по буксирному канату перейти на «Литке». Удовольствие небольшое…
К нам подошел «Ермак». Он идет за углем. Узнаем, что у него ни много ни мало не хватает целого левого винта и лопасти на среднем. Вот это история! Да еще теперь, во время такого тяжёлого положения в Карском море. Его караван погасил котлы. Могу себе представить, какое у них настроение...

3 сентября 1936 г,
….Мы идем полным ходом на ост. За нами «Анадырь», два корабля и два бота, которые, оторвавшись от каравана «Ермака», пробились к берегу. Поднимался, но неудачно, наш самолет. Он сделал один круг, и у него скис мотор.
А мы идем. Целые ночи провожу на мостике. Встречаем зори потрясающих красок. Розовый купол из отблесков восходящего солнца делает картину неописуемой. Идем шхерами. Преодолеваем препятствия, садимся на мель, но все-таки идем. Вечером в тумане останавливаемся. Ничего не видно. Много льда. ….

4 сентября 1936 г.
Накрыв нас, мягко спустилась стена тумана. Не только горизонта, но и под самым носом ничего не видно.
Стали, пришвартовавшись к льдине. Стали все рядом, только «Литке» отдельно. Это в характере северных моряков. Они никогда не станут близко друг от друга. Станут поодаль, и так могут стоять месяц.….

5 сентября 1936 г.
Часам к пяти утра вся окружавшая нас вода исчезла, и лед начал нажимать на суда. Корабли, стоявшие борт о борт, сразу же почувствовали всю невыгодность своего положения. Разойтись у них уже не было возможности. Их начало сжимать, наваливать друг на друга. Не помогли никакие кранцы. Полопались толстые стальные лопаты ледовых якорей. Корабли врезались в борта друг друга. Начали гнуться стойки, трещать перила.
«Литке», стоящий поодаль, быстро поднял пары и успел отскочить. Отделался легко, только утопил свой ледовый якорь. Воспользовавшись свободой, он начал громить напиравшие льды и выручил стоявшие, беспомощно зажатые корабли. … Когда совсем рассвело, то картина открылась безотрадная. Насколько хватало глаза — кругом сплоченный лед.

6 сентября 1936 г.
Нас довольно энергично дрейфует на восток. Это всех радовало. Вот уже до заветной точки перевала, мыс Челюскин, осталось двадцать с чем-то миль. Правда, шли мы не своим ходом, а вперед кормой. Это вызывало много острот. …Ветер был с веста, и часам к четырем дня льдины снова начали дыбиться. «Литке» поднял пар и опять пошел в атаку, дробя поле, чтобы его размельчить и ослабить нажим. Один угол льдины особенно упорно лез на борт одного из кораблей. Появилась реальная угроза повторения истории с «Челюскиным». Пустили в ход тротил и рядом взрывов и ручной обколкой ликвидировали опасность. …..
С утра ясно. Нас протащило уже мимо мыса Вега. Челюскин близко. Уже видны простым глазом дома и радиомачты. Где-то .. позади нас в архипелаге Норденшельда стоит снова зажатый караван «Ленина». Все-таки мы его ловко обогнали. Правда, в этом мало радости. Ведь на этих судах идет снабжение целых краев и областей. С открытием Северного морского пути значительно ослаблено снабжение Якутии по железной дороге. Все хозяйство строится на пароходстве. Таким образом, отсутствие караванов грозит просто бедствием. Я думаю, что именно это заставляет Отто Юльевича часами просиживать в радиорубке, где он ждет донесений со всех многочисленных станций, со всего побережья. Вообще Отто Юльевич в этом году более нелюдим. Думаю, что такая замкнутость идет и от тяжелого положения дел. /по-видимому речь о процессах в Москве/….

О.Ю. Шмидт (на фото справа) в радиорубке флагмана ЛИТКЕ и радист А.Гиршевич. Фото: М. Трояновский. 1936 год.

Итак, положение серьезное: мы вновь стоим. Хотя нас слегка и тащит, но это ведь никого не может устроить. Ведь нас с таким же успехом может протащить и назад. Но день ясный. Солнце делает ослепительными окружающие нас торосы. Люди со всех судов высыпали на лед.. .На довольно ровной льдине устроили футбольный матч. Это нечто новое в полярных картинах. Футбол на льду!!! Волейбол я уже снимал несколько дней тому назад, но это еще занятней. Для меня съемки обошлись довольно дорого: 120 метров пленки….

 Фото М.Трояновского. Футбол в проливе Вилькицкого, ЭОН-3. 1936 год

Во время футбола над судами закружил самолет с яркой белой окраской «СССР-Н-2». Это машина Молокова. Он прилетел с острова Диксон на разведку. Глубокое волнение охватывает, когда глядишь на красивую белокрылую птицу, которая спокойно парит над нами. ….
Вскоре мы узнали результаты его разведки. Он видел в 10 — 11 милях чистую воду, уходящую далеко на восток!!! Следом за ним в разведку полетел Алексеев. В результате явилось решение Хлебникова во что бы то ни стало двигаться.
И вот убрались со льда футболисты, кончились хождения в гости друг к другу. Снова непрерывно оглашают ледяные просторы сигнальные гудки. «Литке» начал прогуливаться вокруг нас, превращая в осколки и кашу «футбольные поля». Я гостил у Бочека на «Анадыре», он угощал всех чудной жареной печенкой и кофе с настоящим парным молоком (у него на «Анадыре» недавно отелились две коровы, и вот они роскошествуют).

Фото М.Трояновского. ЭОН-3. Во время ремонта корпуса МАЙКОПА - выгул обречённой хрюши на льду. 1936 год.

8 сентября 1936 г.
С утра шпарим по чистой воде. Наступила какая-то реакция от напряжения последних дней и особенно последних миль у мыса Челюскин. Сейчас все апатично смотрят на чистую воду, как будто так и надо. ……

9 сентября 1936 г.
…... Корабли уже готовятся залечивать раны во время стоянки для бункеровки. Снова начинают работать водолазы, электросварка, будем сосать нефть. ... Стоянку надо использовать для санитарно-гигиенического минимума — побегу на «Литке» или на «Анадырь» в баню. …

10 сентября 1936 г.
Вчера было все тихо. Суда стояли, бункеровались. «Литке» набирает максимальный запас: больше тысячи тонн. …
Ходить от «Литке» к другим судам далеко — около мили по льду с проталинами. Часто опускался туман, тогда суда начинали гудеть, чтобы не заблудились все, кто между ними. В один из таких рейсов провалился Мильграм. Вернулся окровавленный и мокрый. Сегодня к вечеру вокруг много молодого льда. «Литке» его берет плохо.
На «Искру» и «Ванцетти» страшно смотреть: винты шлепают по поверхности. Пустые трюмы они начали заполнять водой. Но придется грузить лед, так как воду опасно. Думаю, что эти суда обречены на зимовку. У нас тоже не сладко. Начинает подмораживать, наступает короткая осень. В Москве тоже осень...

11 сентября 1936 г,
Вчера мы пошли. «Литке» застревал в молодом льду. Этот молодой лед, да еще большими пространствами, действует удручающе. Кажется, наступают холода, и навигации конец. К полуночи мы были выведены на чистую воду и стали на якорь из-за тумана. «Литке» занят выводом «Искры» и «Ванцетти». Кругом снова нет-нет да вспыхивает воркотня. Люди, не знакомые с Арктикой, не понимают, что во льдах в тумане идти нельзя. К полудню туман разошелся, мы пошли.
Головной теперь «Анадырь». Вышли на чистую воду, и началась легкая качка. Это хорошо: значит, много воды. Качка почти незаметная, но голова какая-то тяжелая: отвык, наверное.…..
Очень занятно, как моряки разучивают сентиментальные песенки, вроде «Скажите, девушки, подружке вашей». Сидят в живописных позах на койках, скамьях, механизмах и в тетрадках выводят слова песни. Им нравятся многие пластинки, и они просят, чтобы им дали списывать слова. Это делают по радио между сообщениям ТАСС и новостями по кораблю.

12 сентября 1936 г.
Целый день немного, но чрезвычайно нудно болтает. Размахи просто ничтожны, но состояние неважное. Иногда качка совсем пропадает, тогда слышно, как о борта скребутся льдины. Это мы проходим полосами рассеянного по морю Лаптевых льда. Обилие чистой воды с волнами заставляет всех много и упорно говорить о конце плавания, строить планы о поездках по железной дороге. 19 суток пути. Хочется примкнуть к этим разговорам. Но, с другой стороны, признаю их преждевременность. Боюсь, чтобы потом с горечью не вспоминать эти дни в море Лаптевых. Думаю, что впереди нас ждет еще немало тяжелых минут, часов и дней в безнадежных, застывших льдах Чукотского моря. Мне самому, как никогда, хочется скорого и хорошего конца нашего похода. Очень хочется видеть успех задуманного и начатого. Очень хочется успеха Отто Юльевичу….  А пока болтаемся по зыби моря Лаптевых...

14 сентября 1936 г.
С утра вошли в пролив Дмитрия Лаптева. Качка приутихла. Мы по-прежнему идем во главе каравана. «Литке» идет вплотную за нами. Мы меряем непрерывно ручным лотом глубину. При свете прожекторов вода кажется особенно грозной (светятся льды). Все это происходит при первом в этом году и неплохом северном сиянии. Лучи прожекторов, северное сияние, выкрики с цифрами глубин. Вспышки клотика, морзящего глубины для «Литке». Огни «Литке» сразу за кормой. Люди долго не ложатся спать и напряженно молчат. Кончилось это под утро 15-го, когда проходили мыс с многозначительным названием «Титька».


Фото М. Трояновского, ЭОН-3. 1936 год.

15 сентября 1936 г.
С утра солнце. Качка почти утихла, тепло. Идем полным ходом. …. Сегодня на безоблачном звездном небе снова полыхало северное сияние. … Стали появляться льды, очень редкие, но какие! Льдины изъедены водой и солнцем, но и сейчас чувствуется их сила. Видно, они были гигантские. Это остатки чукотских льдов. … В густой темноте при пронзительном норд-осте отшвартовались к льдине и начали брать нефть. Ветер ревет как бешеный, снег, настоящая пурга и мороз. Вот она, Чукотка.
Десятки раз рвутся у судов швартовые и ледовые якоря. Горят яркие прожекторы, которые своими лучами выхватывают фигурки людей, ползающих по льдам. Они укрепляют якоря на большой торосистой льдине. Ветер со снегом валит с ног людей, воет в снастях. Арктика как бы спохватилась, что пустила нас так далеко. Сегодня в полдень мы прошли траверз реки Колымы.

17 сентября 1936 г.
Весь день шли, встречая отдельные ледяные поля и льдины. Но все торосистые, «чукотские».
К пяти часам я начал готовиться к съемке на палубе. Сидел в красном уголке, на самом носу, и писал план съемки. Вдруг страшным ударом меня швырнуло со стула на пол. …. Вышел на палубу, посмотрел на нос: нет, ничего, все цело. …Выяснилось, что корабль ударился об лед с полного хода.
Вечером был свидетелем совершенно потрясающей картины. Ночь темная абсолютно. Ревет жестокий встречный ветер, баллов 6 – 8. идет густая снежная крупа. На кораблях горят прожекторы, которые выискивают встречные льдины и помогают их обходить. Это было здорово. Лицо нельзя подставить ветру. Страшной болью сопровождались удары снежинок. Все леденело. Температура минус 4 градуса. Люди прятались от ветра на мостике. Все были в очках. Стоявший на вахте буквально впился руками в телеграф, готовясь стопорить или работать назад. Корабль несся полным ходом вперед. Эта картина создавала настроение азарта при состязаниях на скорость. Мы соревновались с вступающей в свои права полярной зимой. … Впереди, тоже нащупывая путь прожектором, идет «Литке», он ведет наш караван к победе. Он спешит сквозь пургу вперед. … Мы несемся вперед, рискуя разбиться в лепешку о тяжкие льдины с такого хода. Жутко вспомнить удар, который мы уже перенесли.
В полночь встали, упершись в льды. Задрейфовали. …К нам приближается «Красин». Это бодрит всех. … До Берингова пролива недалеко.

20 сентября 1936 г.
За эти несколько дней развил активную съемочную деятельность. Снимал днем и ночью, снимал на мостике, на палубе и внутри. Мои запасы пленки резко уменьшились. ….
Снимал на мостике, на палубе, в кочегарке и машине. Материал очень интересный. Снова весь промок с аппаратом. Отовсюду за шиворот капает кипяток плюс жара. Но очень доволен этой съемкой. От падающих капель мои лампы часто лопались, разлетаясь со взрывом на мелкие кусочки.

М.Трояновский на мостике Литке, ЭОН-3. 1936 год.

Еще когда я был в машине, то почувствовал легкую зыбь. После ужина она стала гораздо сильнее. Нос уже швыряло до 30 градусов, это конец. Конец Арктике.
Итак, поход заканчивается. Еще три – четыре дня и горы бухты Провидения нас примут под свою защиту от диких осенних штормов Тихого океана и Берингова пролива.
Ночью делалось что-то дикое на корабле. Везде оказались недостаточно закрепленные вещи. Особенно много надо мной, в кают-компании. Лежа на верхней койке, отделенный от кают-компании тонким металлическим перекрытием, я думал, что потолок не выдержит и все это рухнет на меня. Стол, стулья, посуда, шары от бильярда, книги - все это с диким грохотом носилось надо мной, грозя разнести помещение.

У меня в каюте было все тихо. Аппарат по непонятным причинам стоял на полу неподвижно. Болталась только одна бутылка с фиксажем. Броски доходили до 39 градусов и были необычайно стремительны. Мне пришлось упираться ногами в стенку, а руками судорожно схватиться за трос, на котором висела койка. …Под утро заснул. Проснулся часов в 11. Стало тише. Выглянул в окошко и вижу болтающийся на зыби редкий лед. Мы пошли в лед, чтобы взять нефть. …Не тут-то было. Зайдя в лед мили на две, корабли встретили льдины помассивнее. Вынуждены были срочно повернуть обратно. Тяжелые льдины грозили протаранить суда. Лед не сбивал гигантскую зыбь.….

В Тихом океане, ЭОН-3. Фото: М. Трояновского. 1936 год.

21 сентября 1936 г.
17 часов. Лежу в каюте. Снова слышен и сверху и с боков грохот летающих по помещениям предметов. Днем выяснилось, что главный грохот производила в кают-компании метровая статуя женщины – подсвечник. После ночного сражения она лежит привязанная на диване с обломанными ногами, руками и одной грудью, а вот голова каким-то чудом уцелела.
Сейчас идем полным ходом — по-видимому, уже без лак-ботика и прочих керосинок, которые имеют малый ход. В 13 часов мы были на меридиане мыса Северный, даже видели его вдали. Где сейчас — не знаю. Не хочется подниматься на мостик. Это значит, что по дороге пару раз окатит волной. ….
У меня тоже началось возвращенческое настроение. Теперь ведь ясно, что экспедиция кончается, и мысли сами собой опережают время и события. Как-то я буду добираться до Владивостока? Как-то нас встретят? Как-то меня встретят в Москве мои друзья? Какой будет материал? Не испортилась ли пленка? В общем, есть о чем подумать сейчас, в эти долги часы ныряния по волнам в районе острова Врангеля.

22 сентября 1936 г.
Если быть абсолютно точным, то сейчас уже 23-е. Мы перешли 180-ю параллель и здесь день прибавляется на одни сутки.
В историю моих путешествий этот день должен войти значи¬тельной вехой. Сегодня в 20 часов мы прошли гордо возвышающийся мыс Дежнева и вошли в Берингов пролив. Фактически это конец моего третьего морского путешествия. Впервые прошел вдоль Чукотки, так сказать, своим ходом. На «Сибирякове» нас вынесло льдами и ветром. На «Челюскине» я прошел Чукотку пешком, а вот теперь я ее гордо проплываю на корабле. …. /Трояновский с отрядом Муханова ушел с "Челюскина" до его гибели на собачьих упряжках в Уэлен/
К 17 часам пересекли полярный круг и около 20 часов завернули на юг.
Итак, Арктика, до свидания! Увидимся ли снова — не знаю.
На море тихо. Ночь почти теплая. Проходим острова Диомида, которые не видны во мраке. Это мое полярное путешествие кончается необычайно рано. Вспоминаю, на «Сибирякове» к мысу Дежнева я попал 1 октября, после «Челюскина» в Уэлене был 10 октября, сейчас совсем роскошно - 22 сентября. Еще нет двух месяцев, как я из Москвы. Плавания становятся короткими, несмотря на трудный в ледовом отношении год, каким оказался 1936-й. Можно считать, что к 1 ноября я буду в Москве,

26 сентября 1936 г.
У нас сейчас заканчивается грандиозный банкет. Дело происходит в бухте Провидения, куда мы прибыли 24-го на рассвете. На банкете Отто Юльевич огласил приветствие от Сталина. Послезавтра, очевидно не позже, я ухожу отсюда.


После похода Трояновским был сделан фильм "ЭОН-3" (шесть частей), преназначенный лишь для узкого круга специалистов, с грифом секретности, сохранился ли он — неизвестно, возможно он есть в архивах Минобороны.
Несомненно, ЭОН-3 была существенным этапом в истории освоения Арктики, фактически это был первый успешный переход неледокольных судов по Северному Морскому пути (поход "Сибирякова" удачным можно назвать с натяжкой — из-за потери винта) на основе полученного опыта впоследствии были проведены переходы по Северному Морскому пути для формирования Тихоокеанского флота и для снабжения северных областей страны.


В 2020 году вышел документальный фильм режиссера Бориса Дворкина «ЭОН-3.Секретная экспедиция»  (производство "Студия «Позитив-фильм»"; художественный руководитель Алла Сурикова). В фильме использованы отрывки из дневниковых записей, которые Марк Трояновский вел во время экспедиции ЭОН-3 в июле - сентябре 1936 года (читает Анатолий Белый).


Материалы по теме