Опубликовано в журнале "История Петербурга" № 1 (29) 2006 год. Автор фото: Валерий Пятинин.
Посмотрим повнимательнее на здание храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).
Что обычно говорят экскурсоводы или что мы можем прочитать в туристических путеводителях? Храм Воскресения Христова, в народе - Спас на Крови, построен в 1907 году. Строился 24 года — с 1889 по 1907 год — на месте смертельного ранения Александра II по проекту академика А. Л. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевской пустыни Игнатия... И далее экскурсоводы и справочники сообщают нечто вроде: «Еще издали собор привлекает внимание замечательным декором — разнообразными наличниками и кокошниками, в которые заключены мозаичные вставки и иконы, с поясками, изразцами, разноцветной черепицей, позолоченными и покрытыми яркой ювелирной эмалью...». Невольно возникает вопрос: неужели внешняя красота — это все, ради чего создавался этот архитектурный памятник? И уместны ли здесь, на этом скорбном месте, все эти украшения?
Но есть то, о чем не говорит ни один экскурсовод и о чем мы не прочитаем ни в одном путеводителе. Знаменитый критик В. В. Стасов отмечал, что в орнаменте древних не было ни одной праздной черты. Что значит праздной? Видимо, он имел и виду, что орнамент создавался ради заключенного в изображении глубокого смысла, жизненно важного для автора и для зрителей, а не для того, чтобы быть «простым украшением». Имеет ли такой смысл декор на стенах храма Воскресения Христова? Ведь храм создан не в древности, а в начале XX века, и его архитектурный стиль — эклектика. Были даже мнения, что он не имеет художественной ценности...
Объем этой статьи не позволяет дать расшифровку символического значения каждой детали и структуры всего сооружения в целом. Мы раскроем смысл только некоторых элементов декора.
Вот декоративное обрамление иконы. Оно сплошь состоит из кружков, в которых расположены рельефные изображения стилизованных 6-лепестковых цветов. На наличниках и кокошниках окон мы видим такие же цветы, только с большим количеством лепестков. В центре кокошников изображены равносторонние кресты в круге... Это древнейшие символы, которые встречаются, на удивление, повсеместно — на памятниках культуры древнейших цивилизаций как Востока, так и Запада. Распускающийся цветок символизирует развитие, становление, возникновение Мира, Вселенной из центра (точки, не имеющей размеров). Этот центр (точка) символизирует Первопричину, Высший Принцип, Абсолют, от которого все зависит и без чего нет существования.
Круг, в котором расположен цветок, — это временный мир, находящийся в становлении, в круговом движении вокруг центра. Сердцевина цветка — это зародыш, семя, из которого возникает Мир, Вселенная. И такое же значение имеет изображение колеса со спицами — с неподвижной осью и вращающимся ободом. Равносторонний крест в круге имеет то же самое значение — расширение Мира, Вселенной из центра по четырем направлениям: север, юг, восток, запад («на все четыре стороны»). Как это ни удивительно, такое представление о становлении Мира из точки соответствует и современным научным воззрениям — теория «Большого взрыва» и «расширяющейся Вселенной».
Есть и другое значение изображения цветка, где он символизирует «Чашу небесных вод», расположенную над небосводом, и из которой в наш мир изливается «живая» вода, обладающая жизнетворной силой и воскрешающим действием, несущая жизнь и благодать. То есть цветок может символизировать либо становление Мира, либо - «Чашу небесных вод». «Небесные воды» - это духовная, нематериальная субстанция. Попадая в наш мир, она «материализуется» — становится благодатным дождем. Рождая жизнь, эта субстанция теряет свою живительную силу (в сказках - «живая» и «мертвая» вода), после чего необходима новая «зарядка» энергией, для чего она снова поднимается в небо. Образуется «круговорот» живой воды (подобна вдоху — выдоху) — от неба к земле и от земли к небу.
Этот круговорот часто изображается завитками орнамента в форме латинской буквы «S». Потоки, вихри небесных вод на изображениях словно прорастают растениями с цветами и листьями, символизируя ее животворную силу. Изображения круговорота небесных вод, являющиеся элементами архитектуры и декоративных росписей, встречаются повсеместно на протяжении всей человеческой истории. На храме Воскресения Христова таких своего рода образных «посланий» нам от древних времен очень много. Например, повсюду под арками и карнизами во многих местах на стенах храма есть зигзагообразный орнамент, и под ним, вдоль всей длины карниза, — выступы, направленные вниз, символизирующие и означающие капли воды, свисающие с небесного свода, подобно конденсату на потолке.
Вход в храм представляет собой крыльцо с навесом, опирающимся на столбы–балясины. Балясина означает божественное оружие — громовую дубину, перун (молнию). На крестьянских деревянных избах подобия перуна — «громовники» ставились на конек крыши для защиты от молнии (по принципу магического действия подобного на подобное). Таким образом, вход в храм — крыльцо, а вместе с ним и весь храм символически защищены от удара молний и вообще от катастроф и враждебных действий.
Обратим внимание на ограду, окружающую храм. Её образное решение кажется странным и причудливым. Мощные завитки растительного орнамента, расположенные между столбов - опор, как будто стремятся вырваться из оков. Динамика их формы противоречит назначению, статике ограды. Ho если вникнуть в смысл ее образного решения, то станет ясно, что это — изображение вихря, круговорота небесных вод. Это вихрь живой воды, как апофеоз жизнеутверждающей силы, несет с собой возрождение жизни, которая расцветает гигантскими цветами и листьями в образном решении орнамента ограды храма.
Здание храма является буквально «заповедником» древних символов. Создатели храма как будто хотели собрать животворящую силу всех символов во всем многообразии, многогранности их смыслов, чтобы «заклясть» смерть, противопоставить ей — торжество Вечной жизни. Отсюда такая дробность, такое количество деталей, орнамента, такая сложность структуры всего сооружения. Взгляд зрителя, не вникающего в глубинный смысл архитектурного замысла, запутывается в деталях и не в состоянии охватить и понять нее в целом.
Сверхзадача всего сооружения храма Воскресения Христова выявляется после того, как мы начинаем понимать образный смысл отдельных деталей, которые, складываясь в одно целое, дают понимание Bcей идеи. Весь храм во всем его убранстве это символ воскресения, победы вечной жизни над смертью. Христос Воскрес — «веселие вечное».
Эта радость Воскресения воплощается в многокрасочности, обилии нарядных, оптимистических орнаментов и украшений храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).
Символы на стенах храма Воскресения Христова, построенного в начале XX века в Санкт-Петербурге, имеют прямую связь с символами, имевшими место в цивилизациях многотысячелетней давности — древнего Египта, древней Индии и других, с глубокими корнями, уходящими во тьму доисторического времени.
Возникает множество вопросов:
— как эти символы дошли до XX века?
— каким образом сохранилось знание их смысла?
— как передавалось все это от поколения к поколению?
— как создатели храма получили это знание?
Совершая прогулки по нашему городу или торопясь на работу, мы ежедневно и почти повсеместно можем видеть эти древние символы на самых обыденных вещах: дверных ручках, фонарях, решетках, перилах и т. д.
Невероятно, удивительно, потрясающе! — в самых обыденных вещах, в архитектурных сооружениях видны следы каких-то древних культур, несущих в себе нам, живущим сегодня, в XXI веке, закодированную символическую информацию.