Орел наш двуглавый


Орел наш двуглавый

11.06.2020

Валерий Пятинин

Фотограф, кинооператор, кинорежиссер.

Впервые опубликовано в журнале «История Петербурга» № 3 за 2009 год.

Недавно одна знакомая немка – Оттилия Зенгер из Германии, когда мы гуляли по Невскому проспекту, сказала мне:

«Ваш двуглавый орел отражает идею российского сомнения — куда двигаться, то ли влево, то ли направо...».

Я обиделся на это, и меня понесло:

«Двуглавый орел появился у нас в 15-м веке при Иване Третьем и стал гербом России. А ранее двуглавый орел был символом Византийской империи и достался нам „по наследству”, поскольку Иван Третий был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог – греческой царевне, от которой и пошли византийские принципы государственности. А если взять еще раньше, то двуглавый орел у древних шотландских масонов представлял собой «Верховного Жреца, Хозяина Двойной Священной Империи высшей и низшей вселенных, где эта древняя эмблема равновесия состоит из андрогинного тела, увенчанного двумя головами, одной мужской, другой женской, с одной короной на обе головы. Это единственное совершенное существо, в котором все противоположности примиряются. Эмблема двуглавого орла принята для идеи завершенности, достоинства и величия. Это идея окончательного состояния души, абсолютное и трансцендентное совершенство, возникающее только в результате полнейшего развития всех возможностей индивида. Один лик как бы отражает вид Творца, а другой лик – Вселенную, им сотворенную...».  Я по памяти цитировал немке отрывки из энциклопедии, добавив: «Если по-восточному, то это – слияние двух энергий, плюса и минуса, в чем и есть суть нашей Вселенной. Положительная и отрицательная энергии сливаются в Целое».

На площади Островского у памятника Екатерине Второй я сказал:

«А знаешь ли ты, что наша немка - Екатерина Вторая, зная всё это, создала огромную Российскую империю! Она знала эти значения герба...».

Моя знакомая немка Оттилия Зенгер из Ульма в Германии стала извиняться, одновременно и сокрушаться по поводу засилия нерусских рекламных надписей вдоль всего Невского проспекта:

«Ну куда это годится?!  Почему так много иностранных слов на магазинах, витринах, рекламных щитах?  Вы что, себя не уважаете! Коль Россия, так пусть и будет всё по-русски! Хотя бы надписи!...»

Здесь уже я только молчал и слушал. Да и что было ответить?

«А вот знаменитый дом компании „Зингер”...» — пытался я сменить тему...