На мой взгляд, – кинематографистам да и другим зрителям будет интересно ознакомиться с данной выставкой и понять "видение" реальности автора - В. А. Курляндского, поскольку у каждого творческого человека: писателя, художника, поэта, режиссёра и т.д. – имеются и воплощаются в своих работах – мировоззрение, философия и своё индивидуальное "видение" окружающей жизни. А чтобы самим развиваться и совершенствоваться дальше, – необходимо понимание и знание других творческих людей..."
Кинорежиссёр, кинооператор и фотограф – Валерий Пятинин.
Сюжетами представленных пейзажных композиций, созданных в результате сочетания реальных наблюдений и авторской фантазии, являются воображаемые путешествия в таинственный мир природы.
Каждая из работ, взятая в отдельности, имеет самостоятельное значение. Но авторский замысел во всей полноте раскрывается совокупностью всех работ цикла, представляющего зрителю собирательный образ многоликой и изменчивой природы, полностью освобождённой от человеческого присутствия, от всего постороннего и искусственного.
Художник и зритель, соответственно остается один на один с мирозданием, с его естественными законами и процессами, протекающими в геологических масштабах времени, несоизмеримых с ритмами обычной человеческой жизни.
Природа, в соответствии с древними учениями, предстаёт как совокупность стихий, порождаемы непостижимой вечной первоосновой и находящихся в непрестанном движении, взаимопревращениях и противоборстве друг с другом и, при этом, образующих гармоническое единство.
Для человека, углублённо созерцающего природу, сквозь земные пейзажи проступают очертания Космоса, придающие этим пейзажам вид отстранённости и вневременности, погружённости в Вечность.
Находясь в странствиях, наблюдая многоразличные проявления единого природного целого, человек постепенно проникается ощущением одушевленности всего вокруг – частицы почвы, каждого камня, каждой травинки.
Он обнаруживает присутствие скрытых сил естества, начинает остро чувствовать их проявление и действие.
Природа, обычно равнодушная к человеку, неожиданно поворачивается к нему лицом и начинает беззвучно говорить ему что-то на своём таинственном бессловесном языке. Она говорит громадами белоснежных облаков, силуэтами древесных крон, причудливыми извивами веток, шероховатостью камней, тихим шелестом трав, мерцанием далёких звезд, незыблемостью скал, устремлённостью к небу горных вершин. Говорит о чем-то странно знакомом, но, как - будто давно забытом – о сокровенных глубинах космической жизни, хочет высказать что-то бесконечно важное о самом человеке – что невозможно понять рассудком и передать словами человеческого языка.
Природа может быть хрупкой и уязвимой, нуждающейся в защите и покровительстве. Но когда просыпаются стихии – дремлющие до поры могущественные силы, таящиеся под ее хрупкой оболочкой, она становится грозной и разрушительной.
Тогда все созданное человеческими усилиями обращается в прах, возвращается в природный круговорот. Лишь руины былого напоминают о призрачности человеческой власти над миром природы.
Наступление ночи, зажигающиеся в небе звезды, восход солнца, застылость стоящих над горизонтом облаков, неподвижность отражающей небосвод водной глади, неистовство бурь и ураганов, чередование света и тьмы, круговорот бытия и небытия – все это образует непостижимую гармонию вселенского целого, вовлеченного в единый поток эволюции, устремленный к неведомым конечным целям.
Чем больше погружается человек в жизнь природы, тем больше он углубляется в мир чуждых обыденному сознанию мыслей и чувств, и даже в самых отдаленных и грандиозных космических явлениях он начинает видеть что-то необъяснимо близкое себе, рождающее необычное и странное ощущение своей таинственной причастности вселенской жизни.
Стоящий на пороге вечности перед лицом безграничного мирового целого – человек обретает ясность сознания, состояние покоя и свободы – в интуитивном предчувствии постижения конечного смысла своего существования.
Все изложенное выше является попыткой передать словами смысл:
— того, что открылось автору в его реальных и воображаемых странствиях – в поисках основ и целей человеческого существования,
— того главного, чем бы он хотел поделиться со зрителем,
— того, что явилось глубинным импульсом его творчества, хотя-бы частично объяснить содержание представленных работ, а также дать определенные ориентиры для облегчения их восприятия, что ни в коей мере не может отменить инициативы зрителя и ограничить пределы его творческого воображения.
Способ выполнения работ в какой-то мере является экспериментальным, так как при их создании имело место использование автором современных средств печатной и компьютерной техники, которые открывают новые нетрадиционные изобразительные возможности и расширяют пространство творческой свободы художника.
С уважением, автор.