«СТРАНСТВИЯ»   

Цикл графических работ Виктора Курляндского.

19.05.2020

На мой взгляд, – кинематографистам да и другим зрителям будет интересно ознакомиться с данной выставкой и понять  "видение" реальности автора - В. А. Курляндского, поскольку у каждого творческого человека: писателя, художника, поэта, режиссёра и т.д. – имеются и воплощаются в своих работах – мировоззрение, философия и своё индивидуальное "видение" окружающей жизни. А чтобы самим развиваться и совершенствоваться  дальше, – необходимо понимание и знание других творческих людей..."

Кинорежиссёр, кинооператор и фотограф – Валерий Пятинин.

                                                         

Сюжетами представленных пейзажных композиций, созданных в результате сочетания  реальных наблюдений и авторской фантазии, являются воображаемые путешествия в  таинственный мир природы.

Каждая из работ, взятая в отдельности, имеет самостоятельное значение. Но авторский замысел во всей полноте раскрывается совокупностью всех работ цикла, представляющего зрителю собирательный образ многоликой и изменчивой природы, полностью освобождённой от  человеческого присутствия, от всего постороннего и искусственного.

Художник и зритель, соответственно остается один на один с мирозданием, с его естественными  законами и процессами, протекающими в геологических масштабах времени, несоизмеримых  с  ритмами обычной человеческой жизни.

Природа, в соответствии с древними учениями, предстаёт как совокупность стихий,  порождаемы непостижимой вечной первоосновой и  находящихся в непрестанном  движении,  взаимопревращениях и противоборстве  друг с другом и, при этом, образующих гармоническое единство.

Для  человека,  углублённо созерцающего природу, сквозь земные пейзажи проступают очертания Космоса, придающие этим пейзажам вид отстранённости и вневременности, погружённости  в  Вечность.

Находясь в странствиях, наблюдая многоразличные проявления единого природного целого,   человек постепенно проникается ощущением одушевленности всего вокруг  – частицы  почвы,  каждого камня, каждой травинки.

Он обнаруживает присутствие скрытых сил естества, начинает остро чувствовать их проявление и действие.

Природа, обычно равнодушная к человеку, неожиданно поворачивается к нему лицом и начинает беззвучно говорить ему  что-то на своём таинственном  бессловесном языке. Она говорит громадами белоснежных облаков, силуэтами древесных крон, причудливыми извивами веток,  шероховатостью камней,  тихим шелестом трав, мерцанием далёких звезд, незыблемостью скал, устремлённостью к небу горных  вершин. Говорит о чем-то странно знакомом,  но, как - будто  давно забытом – о сокровенных глубинах космической жизни,  хочет  высказать что-то бесконечно важное о самом человеке  – что невозможно понять рассудком и передать словами человеческого языка.

Природа может быть хрупкой и уязвимой, нуждающейся в защите и покровительстве. Но когда  просыпаются стихии – дремлющие до поры могущественные силы, таящиеся под ее хрупкой  оболочкой, она становится грозной и разрушительной.

Тогда все созданное человеческими усилиями обращается в прах, возвращается в природный  круговорот. Лишь руины былого напоминают о призрачности человеческой власти над миром природы.

Наступление ночи, зажигающиеся в небе звезды, восход солнца, застылость стоящих над горизонтом облаков, неподвижность отражающей небосвод водной глади, неистовство бурь и  ураганов, чередование света и тьмы, круговорот бытия и небытия – все это образует  непостижимую гармонию вселенского целого, вовлеченного в единый поток эволюции,  устремленный к неведомым конечным целям.

Чем больше погружается человек в жизнь природы, тем больше он углубляется в мир чуждых  обыденному сознанию мыслей и чувств, и даже в самых отдаленных и грандиозных космических  явлениях он начинает видеть что-то необъяснимо близкое себе, рождающее необычное и странное ощущение своей таинственной причастности вселенской жизни.

Стоящий на пороге вечности перед лицом безграничного мирового целого  – человек обретает  ясность сознания, состояние покоя и свободы – в интуитивном предчувствии постижения  конечного смысла своего существования.

Все изложенное выше является попыткой передать словами смысл:

—  того, что открылось автору в его реальных и воображаемых странствиях – в поисках основ и целей человеческого существования,

— того главного, чем бы он хотел поделиться со зрителем,

— того, что явилось глубинным импульсом его творчества, хотя-бы частично объяснить  содержание представленных работ, а  также дать определенные ориентиры для облегчения их восприятия, что ни в коей мере не может отменить инициативы зрителя и ограничить пределы  его творческого  воображения.

Способ выполнения работ в какой-то мере является экспериментальным, так как при их создании имело место использование автором современных средств печатной и компьютерной техники,  которые открывают новые нетрадиционные изобразительные возможности и расширяют  пространство творческой свободы художника.

С  уважением,  автор.


Материалы по теме