История создания киновидеостудии «Отечество»


История создания киновидеостудии «Отечество»

14.01.2020

Фото: "Первые демократические выборы директора ЦСДФ 29 апреля 1987 года. У микрофона режиссёр Борис Карпов. Москва, Лихов переулок, дом 6.

Дмитрий Зотов: «Работа на ЦСДФ совпала с началом крупных преобразований в жизни страны в конце 80-х годов. Эти процессы затронули и кинематограф».

В ноябре 1989 года Совет министров СССР издал постановление, в котором было предусмотрено предоставление кинематографистам права на создание самостоятельных киностудий. Эта идея обсуждалась в кругах кинематографистов достаточно давно и воспринималась как возможность для существенного улучшения условий для реализации творческих замыслов.

Художественный руководитель творческого объединения «Патриот» ЦСДФ Карпов Б.Л. загорелся идеей создать на базе объединения самостоятельную киностудию, и пригласил в соратники Зотова Д.К., который к тому времени уже сам внутренне созрел для организации новых структурных форм в системе кинопроизводства.

Работа закипела. Предстояло подготовить для регистрации достаточно большой пакет нормативно-уставной документации и четко регламентировать внутренний порядок деятельности киностудии.

Все этапы согласования были успешно пройдены, и 4 июля 1990 года Государственный комитет СССР по кинематографии приказом №72 утвердил создание творческой киновидеостудии «Отечество» с наделением ее всеми правами юридического лица. Художественным руководителем киновидеостудии «Отечество» был назначен Карпов Б.Л., директором студии – Зотов Д.К.

Окончательно сформировало перспективы развития киностудии «Отечество» решение коллектива студии избрать основным направлением православную тематику. На фоне творческого планирования в кинематографии, выдержанного в строгих рамках советской идеологии, это решение напоминало взрыв, открывший врата в новую жизнь.

Творческое направление киностудии «Отечество» получило поддержку достаточно большого контингента творческих работников и людей, которые готовы были финансировать подобные кинопроекты.

Старт был впечатляющим. За первый год своей производственной деятельности (1991 г.) киностудия «Отечество» создала 50 документальных фильмов (124 части).

Вскоре примеру киностудии «Отечество» последовали и другие творческие объединения ЦСДФ. К концу 1991 года в стенах ЦСДФ образовалось еще 4 новые киновидеостудии – «Человек и время», «Юность», «Риск», «Современник», которые возглавили известные режиссеры-документалисты – Т. Семенов, В. Коновалов, И. Григорьев, А. Павлов.

Эти студии также выбрали для себя конкретные тематические направления, что позволило избежать острой конкурентной борьбы за проекты, авторов, режиссеров. Еще одной особенностью проведенной реорганизации явилось то, что новые киностудии не стали создавать многочисленные штаты, и формирование съемочных групп, как правило, обеспечивалось за счет творческо-производственного персонала ЦСДФ. Для технических услуг всецело использовалась производственно-техническая база ЦСДФ. Подобные принципы реорганизации привели к тому, что уже в середине 90-х годов ЦСДФ превратилась в крупный центр документального кино.

Четкое тематическое профилирование позволило проявить себя представителям новой поросли документалистов. Зазвучали такие имена, как Б. Лизнёв, Б. Криницын, Т. Карпова, А. Васильев, В. Дёмин, В. Шкурко.

Успешная деятельность киностудии «Отечество» была замечена Патриархией, и в честь 10-летия студии большая группа сотрудников была отмечена патриаршими наградами – орденами, медалями, грамотами.

Но в то же время трудности, которые испытывала страна и в области экономики, и в политической жизни, сказывались на всех хозяйствующих структурах, в том числе и кинематографии. Сокращалось финансирование, падали объемы производства. Счет с десятков созданных фильмов перешел на единицы.

Решение городских властей передать здание ЦСДФ в Лиховом переулке Патриархии окончательно разрушило ядро документального кино России. Киностудии еще сохраняли юридическое существование, но вынуждены были в одиночку искать пути и способы своего функционирования.

В 2015 году федеральные органы власти приняли решение о прекращении государственного финансирования кинопроектов, реализуемых юридическими лицами со статусом некоммерческих организаций. Требовалось новая перерегистрация, но, учитывая, что основной костяк киностудии уже давно перешел в статус пенсионеров, учредители приняли решение о прекращение деятельности киновидеостудии «Отечество», которое было реализовано в 2019 году.

Фильмы, созданные на киностудии «Отечество» в количестве 150 названий, в комплекте с исходными материалами сданы на хранение в Государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск).