Фото баннера: Валерий Никонов во время экспедиции на Соловки. Фото из личного архива В. Никонова.
13 июня 2018 года была поставлена последняя подпись на акте ликвидации и судьба ФГУП «Российская центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов» отныне решена окончательно.
КИНОХРОНИКА, как её называли, умерла — погибла. Таких почивших ФГУПов в России немало.
Горько сознавать, но всё когда-нибудь кончается. Даже самое любимое и оберегаемое. Но «что тебе назначено природой» приходится и неблагодарно принимать. Потому что, по большому-то счёту, эта гибель в ряду разрушительных процессов, производимых человеком на планете, т.е. в природе. И хочется добрым словом помянуть эту погибшую махину — ЦСДФ, вспомнить один из эпизодов её жизни.
Это было в 1954 году. На Камчатке, на Сахалине, в дальневосточных морях почти полгода вела съёмки большая группа Центральной студии кинохроники. Все были молодые и задорные. Эльдар Рязанов, Василий Катанян, Леонид Панкин, Илья Гутман, Юрий Серов, Александр Кочетков. (Имена второго состава группы, к сожалению, не сохранились в памяти, а спросить уже не у кого). О том, как они тогда работали в непростых условиях, что и как снимали, можно прочесть в мемуарах и Э. Рязанова и В. Катаняна, а моему поколению достались ещё и байки об их житие.
Я пришел на студию в 1959 году, и однажды среди рассказов-баек прозвучала песня. Её я услышал в Бакуриани от Володи Копалина, который часто возил с собой гитару. Подпевал ему тогда Юра Леонгардт. Это была песенка кинохроникёров. Ниже приводится её полный текст, который предваряет фрагмент письма Эльдара Рязанова. Это письмо режиссер в 1954 году отправил с Сахалина своей жене Зое Фоминой. Их дочь Ольга любезно предоставила его для нашей публикации.
[Э. Рязанов]«Вторая же песня, как и первая — далеко не шедевр, но у неё более лирический уклон. Там все написано нами, кроме припева, известного тебе из песни студентов-географов… Вот и эта песня. Мы её лихо исполняем хором под аккомпанемент гитары, которая в этой песне и упоминается.
НАША КИНОХРОНИКЁРСКАЯ
По просторам Родины богатой
Мы шагаем с киноаппаратом.
И маршруты киноэкспедиций
Разошлись лучами из столицы.
Дружбой крепкой спаяны навеки,
Мы идём через моря и реки.
Как ни трудно нам порой бывает,
Но в труде друзья не унывают.
припев
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе.
Потому что нам нельзя без песен,
Чтобы в сердце не закралась плесень.
Мы живём в палатках, в тундре мшистой,
Спим в мешках или под небом чистым,
То гостиница, купе или каюта –
Нет у нас домашнего уюта.
Не бываем дома мы помногу,
Вызываем у родных тревогу,
А любимые на нас в обиде,
Что так долго они нас не видят.
припев
Но ведь мы же, мы народ бродячий,
Но ведь нам никак нельзя иначе,
Жить в разлуке нам нельзя без песен,
Чтобы в сердце не закралась плесень.
Вслед за расставаньем будет встреча.
Ведь разлука никогда не вечна.
Пусть меж нами километры лягут,
За любимых мы осушим флягу.
И когда стакан пойдёт по кругу,
Тост наш первый будет за подругу.
У костра в тайге с друзьями вместе
Запоём мы с ними эту песню.
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Чтобы в сердце не закралась плесень.
И во всяких городах и странах,
На любых земных меридианах,
Куда только заносил нас ветер,
Всюду есть у нас друзья на свете.
Мы бываем в тундре и в пустыне,
На Камчатке и на Сахалине,
И на полюсе, и на Эльбрусе.
Жизнь такая, в общем, в нашем вкусе.
Обойдём мы скоро всю планету.
И опять пойдём бродить по свету.
И под песни удалой гитары!
Никогда не станем, друг, мы стары.
припев»
Написанная, как говорит автор письма, НАМИ — т.е. всей группой. Возможно от того она такая длинная, что каждый хотел внести что-то своё. Я не прочь согласиться с автором, что песня не шедевр, но меня волнует какими молодыми, задорными и искренними были эти ребята.
Сколько-то лет песня жила, я её и сам напевал молодым, но пришло поколение, у которого вместо романтики оказалось что-то другое. И песни не стало.
P.S. А напевать её лучше на мотив песенки корреспондентов из фильма «Дайте жалобную книгу»