12.06.2018

Член Союза журналистов Москвы (1988). Член Союза кинематографистов России (1993). Автор и режиссёр 30 документальных фильмов. После окончания в 1981 году ВГИКа работал  редактором, старшим редактором Производственно-творческого объединения № 1 Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В 2002 — 2010 — автор и режиссёр 180 телевизионных программа «Москва и Мир», посвящённых деятельности Правительства Москвы (эфир на ТК «Столица»).

Почему появляется фильм? Кто-то считает, что своим появлением он обязан случайности или череде этих самых случайностей. Кто-то убежден, что любое произведение искусства изначально существует в некоем тонком измерении и лишь ищет возможность материализоваться в нашем отнюдь не тонком мире. В этом случае, мы — просто проводники из одного мира в другой. По принципу «не мы создаем фильмы, а нами создают фильмы».

Кто? Таинственные высшие силы, разумеется! Наверное, возможны и другие объяснения творчества, возникновения тех или иных произведений искусства. Однако, как ни крути, у каждого фильма есть своя вполне земная судьба и вполне конкретные создатели — из плоти и крови. Поэтому поговорим о том, что было и продолжает быть, а различные теории — очевидные и невероятные — оставим философам и мистикам.

Идея создания фильма возникла в начале 90-х годов, как говорится «на рубеже эпох». Старые времена уходили в небытие, наступали новые — существовал некий временной разлом, через который прорывались мощные потоки творческой энергии. Было невероятно интересно жить и работать! Госкино еще давало деньги на фильмы, при этом оно практически устранилось от формирования тематических планов киностудий и объединений.

Задумал фильм — включи в план студии — получи финансирование и работай. Почти идеальная ситуация! В это время меня познакомили с фотографом Артёмом Задикяном — тогда он активно помогал режиссеру Юрию Альдохину, снимавшему документальный фильм «Великий Шаляпин». Артем считался своим человеком в московских музеях, прекрасно ориентировался в архивах, знал многих ведущих историков и искусствоведов и, кроме этого, располагал собственным собранием старинных фото и различных артефактов. Это уникальное собрание формировалось на протяжении многих лет. Большую часть предметов своей коллекции Артём попросту нашел на свалках или во время посещения выселенных и подготовленных к сносу домов.

К тому времени беспамятство стало нашей национальной болезнью: люди без зазрения совести выбрасывали на помойку семейные фотографии и архивы, рукописи, старые газеты и журналы. А Артём ходил буквально по помойкам, разгребал горы мусора и спасал все эти бесценные свидетельства времени. Среди таких находок был дневник «реалиста» — ученика одного из московских реальных училищ. В этом дневнике были описаны различные события начала ХХ века, увиденные глазами совсем еще юного человека — наивного и по-детски честного (впоследствии этот дневник лег в основу документального фильма Тенгиза Семёнова «Исчезнувшие без следа», который номинировался на премию «Ника» в 1993 году).

Артём был знаком со многими интересными московскими людьми: коллекционерами, художниками и современными ремесленниками, изобретателями и самобытными мыслителями. Всех этих людей объединяла неистовая любовь к Москве, искреннее стремление лучше понять этот город, его историю культуру, создать или сделать нечто такое, что помогло бы сделать жизнь в нем более понятной, комфортной, красивой и одухотворенной. Причем, денежная составляющая не играла решающей роли, им было достаточно того, что их деятельность могла быть полезна другим людям.

Такая философия жизни выглядела странной и не своевременной на фоне стремительно развития российского капитализма. Было понятно, что мы имеем с особой породой людей-идеалистов, образно говоря, с диковинным племенем московских обитателей, которому суждено исчезнуть под напором новых хозяев жизни — жестких и алчных. Московские могикане — как нам казалось, это название невероятно точно передавало внутреннюю суть и судьбу героев будущего фильма.

Очень быстро сформировалась съемочная группа: в нее вошли режиссер Татьяна Чубакова, операторы Владимир Еланчук и Юрий Сосницкий, редактор Нина Ярошевич, директор картины Нина Юрина, ну, и ваш покорный слуга в качестве автора сценария. Консультантом и активным помощником, естественно, стал Артём Задикян.

В течение месяца мы общались с возможными героями будущего фильма, подробно беседовали с ними, знакомились с их деятельностью, которая затрагивала самые различные сферы и, в первую очередь, творческую сферу. В конечном итоге, мы решили остановиться на четырех персонах. Фотограф и краевед Артём Задикян — герой и одновременно ведущий фильма. Бывший царский кадет (участник парада в честь столетия войны 1812 года!), бухгалтер и по совместительству историк-любитель Владимир Казачков. Художник, автор изысканных гобеленов Андрей Мадекин. Философ и механик Виктор Молчанов, воплотивший свои представления о времени и структуре мироздания в уникальных машинах (сегодня подобные работы принято относить к арт-механике).

После отбора героев я тут же приступил к написанию сценария и вскоре он был готов. Сам фильм создавался невероятно легко, словно ему и в самом деле покровительствовали некие высшие силы: все понимали друг друга с полуслова, никаких ссор или склок в съемочной группе, каждый творческий работник моментально находил оптимальное решение — и так на каждом этапе работы над кинокартиной.

В итоге получился трогательный и одновременно глубокий документальный фильм об исчезающей старой Москве, о людях, которые не только хранят память об ушедших поколениях, но и занимаются творчеством, сохраняя связь времен и создавая вокруг себя пространствосвета и духовности.

Как сложилась судьба героев фильма в последующие годы?  К сожалению, Владимира Казачкова вскоре не стало. Однако труд всей его жизни — список героев Отечественной войны 1812 года и их прямых потомков сыграл большую роль при организации торжеств по случаю 200-летия победы русской армии над наполеоновскими захватчиками. Историческим заслугам Владимира Алексеевича сегодня посвящены многочисленные публикации.

За прошедшие 20 лет Артём Задикян ни на йоту не изменил своим принципам и пристрастиям: все это время он продолжал свою бурную разностороннюю деятельность. Обладатель уникального фотоархива, посвященного столичным церквям, он стал одним из ведущих экспертов во время воссоздания Храма Христа Спасителя. Кроме этого, он активно занимался исследованием московских подземелий, с фотоаппаратом прошел десятки километров городских катакомб, фактически став профессиональным диггером.

Он многое сделал для формирования экспозиции Музея «Дома на Набережной», а сегодня по некоторым сведениям стал штатным сотрудником и одновременно фотографом Музея Сергея Есенина.

В настоящее время Артём Аршакович продолжает фотолетопись старой Москвы, участвует в подготовке различных иллюстрированных изданий, как и прежде, ищет и находит невероятно интересных людей.

Виктор Молчанов все эти годы был в центре внимания кинематографистов и телевизионщиков. Вскоре после «Московских могикан» Татьяна Чубакова сняла короткометражный фильм «Странник — это странный человек» (1993; киноальманах «Звезды России») — полудокументальную-полуигровую кинокартину с участием Виктора и его друзей о злоключениях изобретателя из обычной московской коммуналки.

Ему и его невероятным машинам  было посвящено несколько сюжетов на различных телеканалах. В 2005 году я на студии «Мастер-фильм»  создал документальный фильм «Властелин времени» — творческий портрет Виктора Молчанована фоне его механических созданий, способных видеть прошлое и будущее. 

Сегодня Виктор Александрович с головой ушел в литературную деятельность, стремясь сформулировать и записать свои идеи и размышления, которые во многом предопределили его механические творения. Написаны тысячи страниц, которые постоянно уточняются и редактируются — одним словом, творческий процесс продолжается.

Часть воспоминаний и размышлений была издана в 1998 году: речь идет о книге Виктора Молчанова «Приключения в коммуналке имени Ганса-Христиана Андерсона». Предисловие к книге написал известный российский писатель Фазиль Искандер.

Андрей Мадекин за прошедшие годы сделал невероятно много. Он плодотворно работал в области гобелена и масляной живописи, разрабатывал дизайн для ковров, которые сегодня украшают многие известные отели и рестораны, а также частные виллы. Участвовал во многих выставках в России и за рубежом, преподавал начинающим художникам рисунок и живопись, публиковал статьи по вопросам искусствоведения, написал и издал несколько книг. Обо всем этом более подробно можно прочитать в Википедиии на странице Андрея Ильича в Facebook.

Экспозиция в Доме Национальностей. А. Мадекин рядом с портретом прадеда Павла Никаноровича Дербенёва в мундире мануфактур-советника и регалиями городского головы Иваново-Вознесенска. 2018 год. Фото: персональная страница А. Мадекина в facebook.

И еще — все эти годы Андрей Мадекин в буквальном смысле восстанавливал связь времен. Дело в том, что он по материнской линии принадлежит к известным родам текстильных предпринимателей Ивановского региона XIX века Дербенёвым и Морокиным. К настоящему времени он проделал огромную работу по сбору исторической информации о своих предках, составил родословное древо, нашел и подружился с другими потомками сих славных фамилий.
Время от времени мы общаемся между собой. Но собраться всем вместе удалось лишь однажды — весной этого года.

Очень хочется сделать продолжение фильма «Московские могикане» — слава богу, прежние герои не изменили своим принципам, ановых найти, как ни странно, тоже можно — оказывается, идеализм не так просто искоренить! Да, мы не изменились, но страна изменилась. Получить государственное финансирование натакого рода проект сегодня практически невозможно. У нового времени новые герои и новые механизмы финансовой поддержки кинематографа.

Страница документального фильма «Московские могикане» на сайте #МузейЦСДФ.


Материалы по теме