В этом году произошло знаменательное событие — вышла в свет книга историка кино Кирилла Горячка «Жизнь врасплох. История создания фильма “Человек с киноаппаратом”» (Изд. — М. : «Киноартель 1895», 2025 г.). Её главная ценность в том, что она раскрывает перед читателями до сих пор неизвестные подробности работы выдающегося советского документалиста Дзиги Вертова над кинокартиной, которая впоследствии не раз признавалась лучшим документальным фильмом всех времён и народов.
Но так было не всегда. Как известно, Вертов умер в 1954 году непризнанным и невостребованным, более того — в Советском Союзе его новаторский фильм долгое время считался откровенной творческой неудачей, пустым формалистическим экспериментом.
Историк по образованию, Кирилл Горячок невероятно бережно обращается с многочисленными документами, а потому в своей работе избегает фактических и фактологических ошибок, которые столь часто встречаются у других исследователей творчества легендарного режиссера.
Работая над книгой, автор впервые обратился к документам из архива Вертова, чтобы проследить, как формировался замысел будущего киношедевра, как режиссёр пришел к его окончательному варианту, и какие препятствия вставали на пути создания, как сложилась прокатная судьба этой картины, как неоднозначно и противоречиво восприняли её зрители и кинокритики. В книге впервые опубликованы сценарные планы и замыслы «Человека с киноаппаратом», ранее не издававшиеся заметки самого Вертова, различные производственные и студийные материалы, личная переписка режиссёра. Финальный раздел посвящен тому, как оценивали фильм современники Вертова: здесь представлены рецензии Зигфрида Кракауэра, Казимира Малевича, Ганса Рихтера, Джона Грирсона и других критиков и кинематографистов. Кроме того, в книгу включены многочисленные архивные фотографии, в том числе никогда ранее не публиковавшиеся.
Бесспорно, эта книга — настоящая находка для тех, кто интересуется жизнью и творческим наследием Дзиги Вертова.