22 апреля не стало Зураба Церетели. В последние годы о нем мало писали и говорили. А ведь были времена, когда он был одной из главных медийных фигур. Его грандиозные памятники и скульптурные композиции появлялись в разных городах страны и за рубежом с завидным постоянством и никого не оставляли равнодушным. Одни ими восхищались, другие ругали на чем свет стоит. Требовали их снести, составляли петиции и подметные письма.
И что же?
Древнегреческий философ Фалес говорил: «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все». Прошли годы — и сегодня мы уже не можем представить Москву без обновленной Манежной площади, без памятника Петру Первому, без монумента «Дружба навеки» и других произведений скульптора. А вот многочисленные творения других мастеров, заполонившие город за последние 15-20 лет, с Москвой как-то не «срослись» и часто воспринимаются как художественный мусор.
В 2003 году я принимал участие в создании фильма «Неистовый Зураб». Наша съемочная группа в течение длительного времени буквально жила рядом с мастером, день за днем снимая его в самых разных ситуациях. Именно тогда я понял, в чем заключается секрет невероятного успеха Зураба Церетели — он оголтелый трудоголик, стремящийся прожить каждую минуту своей жизни с максимальной пользой для себя и других. Он спал всего 3-4 часа. Подъем, зарядка, включая работу со штангой (и это в 70 лет!). Затем короткий завтрак и работа над очередной картиной. После обеда поездки в другие мастерские, где кипела творческая работа: монументальная скульптура, перегородчатая эмаль, графика и т.д. Потом деловые встречи, переговоры. Вечером общение с друзьями, светская жизнь. И так практически каждый день. На вопрос режиссера фильма Александра Стефановича, не хочет ли Зураб Константинович писать мемуары, он ответил так: «Когда состарюсь, тогда, может, и напишу». В свои 70 он мог дать фору 40-летним. Его талант, целеустремленность, невероятные амбиции и предприимчивость лавиной сносили все препятствия на пути к новым грандиозным проектам. Благодаря этим качествам он сумел в полной мере реализовать себя и прославиться в самых разных сферах: скульптор и художник, общественный деятель, бизнесмен, филантроп. Такая вот целостная и одновременно многогранная личность — убери одну грань, и это уже не Зураб Церетели, а кто-то другой… А еще он очень любил людей и многим помогал — поверьте, качество редкое в среде успешных и знаменитых...
С уходом Церетели практически канула в лету целая художественная эпоха, сформировавшаяся в ХХ веке. В ней удивительным образом перемешались социалистический реализм и авангардизм, малые и большие формы, игра в «поддавки с властью» и борьба за собственные идеалы, вера и безверие. Зураб Церетели мастерски прошел сквозь все искушения и испытания и навсегда остался в истории русского и мирового изобразительного искусства.
Гл. редактор сайта
#МузейЦСДФ
Алексей Голубев