Фильмы, которые предвосхитили итальянский неореализм. Пример второй — «Люди на дне» Франческо Де Робертиса (Италия, 1941).


Фильмы, которые предвосхитили итальянский неореализм. Пример второй — «Люди на дне» Франческо Де Робертиса (Италия, 1941).

07.01.2025

Киновед, сценарист, режиссер, журналист, шеф-редактор сайта «Музей ЦСДФ»,
Член Союза журналистов Москвы (1988). Член Союза кинематографистов России (1993).

Фото баннера: кадр из фильма «Люди на дне» (1941).

Как известно, документальный кинематограф оказал значительное влияние на формирование итальянского неореализма. Так, в первых картинах режиссеры-неореалисты часто отказывались от услуг профессиональных актеров, стремясь к максимальной реалистичности. Однако в итальянском кинематографе такого рода «документальный» подход, появился еще до Второй мировой войны. Например, фильм Франческо Де Робертиса «Uomini sul fondo» («Люди на дне»), созданный в 1941 году по заказу военно-морского флота Италии. Он рассказывает историю спасения подводной лодки, затонувшей у побережья Ла Специи.

В этой картине были задействованы только непрофессиональные актеры, что придавало происходящему на экране определенную правдоподобность. Предельно реалистично (без громких слов и пафоса) была показана борьба экипажа за сохранение подлодки. Известно, что на съемках этого фильма присутствовали режиссер Роберто Росселлини и сценарист Иво Перилли — будущие «отцы неореализма» (в частности, они вместе создавали знаменитую картину «Европа 51»).

Возможно, этот факт и объясняет причину заметного сходства ленты «Люди на дне» с послевоенными неореалистическими фильмами. Например, его повествовательная структура, хоть и менее эпизодическая, чем в картинах «Рим, открытый город» (1945) или «Похитители велосипедов» (1948), все-равно допускает отклонения, которые не имеют первичной повествовательной мотивации. Несмотря на то, что лента «Люди на дне» имеет драматургическую интригу (спасут ли моряков-подводников?), многочисленные «житейские» отступления обогащают человечность истории, делают ее максимально правдоподобной и в этом смысле почти документальной.

Одним из таких эпизодов является сцена, в которой мать одного из моряков, оказавшихся в ловушке на подводной лодке, разговаривает с должностным лицом итальянского флота. Она утверждает, что ее шестое чувство подсказывает ей, что сын мертв, и поэтому флот, должно быть, скрывает от нее информацию. Чтобы доказать ее неправоту, высокопоставленный офицер, не колеблясь, устанавливает радиосвязь с подводной лодкой, позволяя матери и сыну провести предельно краткий, но очень эмоциональный разговор. Эта сцена (как, впрочем, и некоторые другие) иллюстрирует схожие подходы Де Робертиса и Росселлини. С одной стороны, демонстрируется драматизм происходящего, тяжелое положение подводников (нехватка кислорода, низкое давление); с другой стороны, в какой-то момент задается мелодраматический и почти шутливый тон (разговор матери и сына).

Аналогично в ленте Росселлини «Рим, открытый город» мы видим священника дона Пьетро (его играет комик Альдо Фабрици) — роль в высшей степени драматическая, но и здесь не обходится без комических ситуаций (во время рейда гестапо, чтобы инсценировать отпевание, Пьетро бьет старика сковородой по голове).

Да, есть такой удивительный эффект — вторжение комических элементов в общую тяжелую атмосферу повествования в некоторых случаях дополняет ощущение предельной реалистичности происходящего. В 1950-х годах фильм «Люди на дне» исчез из официальной истории неореализма — скорее всего его «забыли» из-за того, что картина была напрямую связана с военно-морскими силами фашистской Италии (как известно, к эпохе правления Муссолини тогда относились предельно критически).