Фильмы, которые предвосхитили итальянский неореализм. Пример первый — «Гостиница в Токио» Одзу Ясудзиро (Япония, 1935)


Фильмы, которые предвосхитили итальянский неореализм. Пример первый — «Гостиница в Токио» Одзу Ясудзиро (Япония, 1935)

02.01.2025

Киновед, сценарист, режиссер, журналист, шеф-редактор сайта «Музей ЦСДФ»,
Член Союза журналистов Москвы (1988). Член Союза кинематографистов России (1993).

Источник: https://vk.com/wall808270588_44

Как и во многих других странах, звуковой кинематограф в Японии не получил широкого распространения вплоть до середины 1930-х годов — многие режиссеры долго не решались использовать новую технологию. Только после успеха американских и европейских звуковых фильмов ведущие японские кинокомпании окончательно перешли на звук.

Ясудзиро Одзу продержался до 1936 года, сняв более 20 немых картин всего за пять лет, в том числе «Проходящую фантазию» (1933) и «Историю о плавающих водорослях» (1934). В этих фильмах актер Сакамото Такэси сыграл Кихати, персонажа, который появляется и в «Токийской гостинице» — последнем немом фильме Одзу.

Картина рассказывает о тяжелой жизни безработного Кихати, который ищет работу в Токио и его окрестностях в годы Великой депрессии, рядом с ним — двое его маленьких сыновей. По тематике и настроению фильм во многом перекликается с «Похитителями велосипедов» Де Сики, однако «Гостиница в Токио» обладает своим неповторимый стилем, ориентированным на метафоричность. Если герои итальянского режиссера постоянно бродят по оживленным улицам Рима, то Кихати и его сыновья бродят по однообразной индустриальной пустыне на фоне дымящихся труб, промышленных зданий и сооружений, бесконечных телеграфных столбов. Одзу снова и снова прибегает к кадрам, на которых три персонажа кажутся заброшенными и одинокими на фоне этих внушительных и одновременно бездушных символов эпохи.

В «Гостинице в Токио» режиссер, как и в некоторых других своих фильмах, воспевается жизнелюбие и находчивость детей. В то время как их отец часто выглядит подавленным, его сыновья игривы и энергичны. Не случайно самые душераздирающие моменты фильма происходят именно тогда, когда этот детский энтузиазм угасает.

На протяжении всего фильма редкие мгновения счастья персонажей неизменно омрачаются суровой реальностью их положения. Когда Кихати говорит, что у него есть деньги только на еду или ночлег, сыновья выбирают еду. Озу показывает, как отец и сыновья с жадностью едят рис в местной гостинице. Мальчики, обеспокоенные тем, что еду у них отберут, прежде чем они успеют доесть, буквально прижимают к себе миски. Эта сцена предвосхищает аналогичный трогательный эпизод в фильме «Похитители велосипедов», когда отец и сын останавливаются в траттории, чтобы перекусить, хотя едва могут себе это позволить. В этом забытом шедевре кинематографа 1930-х годов можно найти множество знакомых по другим фильмам Одзу тематических линий и формальных приемов. Как всегда, режиссер изображает отношения между родителями и детьми в меланхоличной атмосфере. По моему мнению, «Гостиница в Токио», безусловно, заслуживает зрительского внимания не только как предтеча итальянского неореализма, но и как одна из самых талантливых работ Ясудзиро Одзу.